ВВЕРХ

2 года

23 февраля 2011 Никите 2 года 1 месяц

Составляет слова кубиками, может многое попросить и рассказать.
«Делай сосу молоко больсая» - я не реагирую, подумал: « деляй сосу молоко малиньки»

Бегает с тазом на голове: «Никита таз шлем тити дядя тити» и звуки мотоцикла…

«Ну подаги!» - ну погоди!

Буколи: булочка

Со страхом: сосЕ! (громыхают соседи сверху)

Играет в машинки: Рот, нось, глаза, руль, колесо, жжжж гараж! Трактер гараж, палноно (вертолет) гараж! Иу-Иу (пожарные, скорая помощь, все с мигалками) гараж! Bateau гараж!
Просит нарисовать: «рисуй дядю тити» «рисуй кот рука трактер» - нарисуй кота с трактором в лапе.
Очень почему-то любит «рисуй соса ляля» и радуется «балсая соса» 

9 марта 2011

Употребляет много прилагательных: мокрый, бррр (холодный), горячий, колючий, злой.
Сегодня заявил, что «сосед дядя дебил» - где он такое взял, ума не приложу.
В раздевалке яслей отметил, что «много людей».
«Щенок»
«Баруит » – грузовик
масинА (с ударением на А)
«какая масина», «масина никита»
Смотрим на скорую помощь: «Айболит масина вава» у кого вава? – «людей» - из фразы «едет он лечить людей».
«Буран летит туда»

16 марта 2011

Сегодня играл с лопатой Матана (товарищ из яслей) после яслей, употребил слово «копать», что меня удивило, т.к. нечасто употребляем это слово.

Выбирает соответствующие слова при общении со мной и с Камием:
Мне – мясо, Камию – jambon
Мне – шлем тити, Камию – chapeau moto
Мне – еще, Камию – encore
Мне – хлеб, Камию – pain

Пытается склонять слова: тараканЫ (видит на картинке двух тараканов), кидаЮ (про себя, кидая мячик).

Просил меня нарисовать много всего: «дядю тити (мотоциклиста), кота, волка, зайца, морковку в руке….». Я кричу: Никита, много всего, ты фильтруй информацию. Он тут же сказал: «нарисуй фильтруй».

Увидит чужую игрушку, с надеждой говорит: «наш».

Загадочное слово «Эпэс»: что-то связанное с машинами, но не могу догадаться что.
Сегодня посчитал мотоциклы: «два тити», обычно на два говорил «много».

17 марта 2011

«Одеть» означает и снять, и надеть.

Очень не любит босиком ходить, только проснется, просит «заньги» - носки. Если спадывают, то тоже кричит, чтобы поправили: «заньги!!!»

Не помню, писала ли я про нашу игру «абадад» - акробат, когда мы его переворачиваем кверх ногами, поднимаем вверх и т.д.

Еще играем по мягкой школе в «ловушку», Никита ее называет «давай лезь».

Сложил в кучу все машины: «все-все-все упал», я поправляю «упали», вообще стараюсь его поправлять, когда пытается склонять.

18 -19 марта, 2года 2 месяца

Никита повторяет за мной глаголы: лежи-лежи, сиди-сиди, идем-идем итд. Когда мы садимся, он говорит «Сидим-сидим». Я его кладу подгузник переодевать, он говорит «лежи-лежи Никита». Поставил свою бутылочку: «соса стоит».

«люблю» -обнимает меня, мишку. После ссоры подошел ко мне обнял, и сказал «люблю».

«сюда-не сюда, туда – не туда» - когда мы идем куда-то, когда его машинки ездят.

«играть» - как занятие. «Никита играть машинки»
«вагоны»

Очень понравилось звукоподражание «чаф-чаф» и он его вспомнил через несколько месяцев после того, как впервые услышал. Мы наблюдали бегунов в дождливый день, и я сказала Никите: « смотри как дядя бежит по грязи: чаф-чаф» Он долго смеялся. Недавно вспомнил, когда увидел бегуна, бегущего по грунту: «дядя чаф-чаф бежит»

Я не могу понять, где у него болит: « Где болит, Никита?» Он мне отвечает плача: «НикитА».

«Лужу» - увидел картинку, где почтальон упал в лужу.
Приглашает меня почитать: «Читаем!»

Откуда-то знает слово «новый», правильно употребил его в контексте, не помню уже как.

Наказанный, сидит в своей кроватке, зовет: «К нам, к нам!!»

Просит: «чай молоком сосу сделай», потом наблюдает, как я делаю, говорит: «готовит».

На данный момент вместо «да», говорит «давай!»



21 марта ровно 2 года 2 месяца

Вчера не понравились гости – был маленький ребенок, Никита заревновал – отказывался говорить с гостями, говорил только на русском, капризничал, не захотел прощаться с гостями, хотя сначала начал говорить с гостями по-французски: «gros camion orange, maison là-bas»

Очень много играет со своими машинками: «баруит (грузовик) еще везет песок и марпропру (морковку)» «похали (поехали) туда – не сюда», «дорога, на дороге», «масинИ упали все»,

26 марта 2011

Читаю книжку Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира » – У Никиты гештальтный тип развития речи- бормочет, бормочет, вставляя настоящие слова, но целое слышится как одна оформленная речь с перечислениями, повествованием и вопросами. Когда он разговаривает сам с собой, «речь» все же чаще французская, проскальзывают «il faut pas» «pas beau» и т.д. Никита повторяет «образ слова» - друдрудры (пузыри), баруит(грузовик).

Кидает игрушку на пол, она грохочет, Никита: «Щас будет соседи злой».

Смотрит на пути в метро «там может бабах. Ва-ва» - в смысле, что туда можно упасть и будет больно.

Когда указывает на дом, почему-то говорит нерусскую структуру: «Дом стоит». Я ему в ответ из Цоя: «Дом стоит, свет горит…» Сегодня с утра, глядя на дом повторил: «Дом стоит, свет горит…».

2 апреля 2011

Построение фраз французское: «рыба, она ушла». Кстати, осознал глубину в бассейне, когда мы играли с рыбой, которая тонула, Никита не хотел доставать ее, даже там, где было не очень глубоко.

Вчера слушала никитин монолог. Он что-то рассказывает сам себе «на французском»: слышались «donne, voiture итд» плюс подражание французской речи, только начала про себя расстраиваться, перешел на русский не отходя от темы: «масина на дороге, не сюда…»

Вообще произношение на русском страдает, я не говорю о мелодике речи, а, о звуке «ы» например: «папИ нет» Спрошу у Ани, как с этим работать.

Со мной наконец сказал слово «мясь» - мяч. Вчера увидел мячик на улице, сказал: «ballon», и потом чуть тише повторил «мясь», я его похвалила. Наверное помогают стихи, когда читаем, я прошу его повторять последнее слово в строчке. «мой веселый звонкий мяч».

Вчера после бассейна объяснил мне почему не может идти: «Никита много ка-ка идти не может». Подгузник раздулся, ему тяжело было.


3 апреля 2011

Играет: «пожар!!» Что горит, спрашиваю: «дом!».

«Никита сулиган!» - хулиган. Бросает себе машинки на лицо: «глюпый Никита!».

16 апреля 2011

Очень любит книжку «что такое хорошо, что такое плохо». Называет себя: «Никита – дрянной драчун» когда балуется, я его тискаю, он мне кричит: «Не трожь!» - в общем, сплошные цитаты.

Активно употребляет предлоги: «почитаем про машину», «тетя про..», машина едет по дороге.

Узнал песенку: «тетя есть такой» - есть такой мультик.

Последние слова: «рукча», «карман», «павароз», «пыпелос», «кошемар».

По французски: « cest quoi ç? » (что это такое?)
Никиту остановили полицейские на дороге – он баловался, валялся на проезжей части.  «Полиция тетя ругала Нитита», «папа будить ругать Нитита дорога».

30 апреля 2011 2 года 3 месяца

Никита говорит без передышки, как только проснется и пока не заснет, поэтому очень трудно описать его речь. Во – первых, он повторяет все, что мы ему говорим, и даже то, что не ему говорим. Во-вторых, он комментирует, все, что видит и слышит вокруг, иногда словами, иногда полными фразами. И в-третьих он помнит и употребляет даже слова, которые мы не используем каждый день, например из мультика или книги. Например мы гуляли в парке, зашли в заросли и он сказал: «дремучий».

И потом, Никита стал рассказывать, что происходит, когда нас нет. На мой невинный вопрос о том, как прошел день в садике, Никита рассказал, что «плохой мальчик машину забрал у Никита, Никита плакал, мальчик по голове машиной бабах…Никита плакал». Я пошла в ясли разбираться, действительно у них там драчун из неблагополучной семьи.

Вообще, с возмущением, когда у него берут вещи: «Папа забрал машину у Никити».

Склоняет неплохо, особенно, когда его поправишь несколько раз, употребляет модели склонений, я замечаю, т.к. исключения тоже склоняет по правилу. Вспомню пример – напишу.

Сейчас актуален вопрос « мальчишек-драчунов». Замечает мальчиков, они либо «бегут», либо «дерутся». Балуются с папой – «мальчишки-драчуны». А мама не мальчик, мама «девокча».

«Никита будет смотреть мультик» - одна из любимых фраз.

Была интересная история с экскаватором. Я купила на барахлянке огромный экскаватор CAT. Столько радости, тут мы как раз деду Виталию звоним. Он репетировал, готовился сказать, как он расскажет деду про экскаватор, я ему говорю: «У экскаватора ковш, он может перевозить песок, строительный мусор, камни…» А Никита деду говорит: «у Нититы эскават, он везет кувшинки..» Наверное от ковша пошла ассоциация к кувшинкам Моне.

В яслях сказали, что Никита строит на французском правильные фразы, у него разнообразный словарный запас, он повторяет сказанное…

1 мая 2011

Никита употребляет такие слова как: «застрял», «отражение».

9 мая 2011

Обувает ботинки с утра: «Никита на работу пойдет, мама дома останется».

Любимые слова: «не хочу!».

Многие слова стал говорить лучше: «Маса и мевдедь» вместо «Маса и ме». Употребляет «залез» и «вылез».

Нашли курочку: «Петушок», нет, Никита, это курочка. «Петушок» (дразнит), «кукерику».

«Вот так кричит ворона: АА!!!»

И большое достижение, Никита говорит «печенюшка» вместо «gâteau». Ура!

17 мая 2011

«У деди Витали машина. Она ездит по снегу». – Удивительно, что он сопоставил давний телефонный разговор с моим папой, и, наверное свои воспоминания про Россию!

Любимое слово: «опять» «опять сделаем маленькую сосу молоко».

Смешал языки, чего я еще не наблюдала: «балейка»= balai (метла) +щетка. В тот же день еще услышала такое же словоизобретение, но не помню, что это было.

Очень часто повторяет, что «Никита - мальчик». Наверное, это важно. Выучил, что мама «девокча». А баба Аля? «девокча». А Кристоф? «Кристоф на машине».

7 июня 2011,  2 года 4 месяца, г. Бандоль (на отдыхе)

Смотрим фотографии с пляжа, красивая фотка Жад, и только Никита: «Забрала! Машинку!» - у нее в руках его машинка.

«Погуляем на автобусе».

 «Мы в Бандоли» - осознал, что мы не дома. Повторяет несколько раз в день.

«Такая-сякая, сделай мне сосу» (Видимо из мультфильма про бременских музыкантов)

Просит поиграть картами: «Дайте что-ли карты в руки погадать…» (брем.муз)

Смотрит Барбос в гостях у Бобика, испугался. Что такое? «Дедушка придет!»

Ни с того ни с сего: «Нельзя доверять котам…» (Голубой щенок)» - Очень любит злого пирата, черного кота, щенок «грустный».

Хочет на пляж: «Пойдем в песоку»

«Про Макквина мультик!» - мультфильм Cars 

«Не сыпь песок на полотенце!» - приговаривает сам себе и сыпет песок на полотенце.

Поет песенку «тра-та-та мы везем с собой кота»

«Включить!» - когда ложимся спать, возмущается.

Любит слово «Все»: «Все спят, все едят, все смеются, все упали».

На французском выяснилось, что активный словарный запас очень ограничен: «voiture, moto, arrete» Когда хочет сказать что-нибудь по-французски, говорит «cest la...» «cest la Bandol» «cest la pistolet»

Про себя говорит во втором лице: «Нитита играет в машинки, Нитита стреляет»

Нас называет «мамочка» и «папка».


11 июня 2011 Ньонс (у французских бабушки/дедушки)

Узнает марки машин: «Желси! (Так зовут нашу родственницу) Пежо!» - все впечатлились.
Просыпается в Ньонсе и сразу: «надо открывать! Окно! Гулять! (я поправляю Дверь?) Дверь! Там паровозы и много людей!»  Мы посмеялись: сколько всего в саду сзади дома, но Никита хотел на чердак, где действительно много игрушек и паровозиков.

13 июня 2011 Ньонс

Никита разбойничков "работничками" называет
Расстелили одеяло на полу чердака: «Мамочка, иди полежим со мной». Я полежала и встала быстро. «ну еще полежи». Разложил игрушки: «Все спят. Вот так. Все спят в берлоге. Все целуют. Ну еще спи, спи, мамочка» -тянет меня за руку. «Корабль спит. Уходи корабль. Уже ночь, наступила ночь. Лошади не спят, злые лошади не спят» – кладет лошадей на одеяло: «Лошади спят».

Кепка наехала на глаза: «застряли глаза!» Так же в машине увидел, что пристегнут: «Застрял! Застрял!» (мы на машине ездим нечасто).

Никита, ты можешь съесть все печенюшки сейчас или оставить себе две после купания, ты что хочешь? – «мультики».

16 июня 2011 Ньонс

Будущее время у Никиты: «будем погуляем»
Прошедшее время: «упал был»

21 июня 2011

«Никита, ну что ты делал в садике?»
Таким небрежным тоном, «ну поиграли чуть-чуть. Матан – хулиган». А потом идет эмоциональный рассказ со словами «упал» «по голове» итп.


6 июля 2011  Никита в Ньонсе, я в Париже

Говорит «мьячик», «мьясо».

Сегодня разговаривали по телефону, выяснилось, что «маму динозавры съели», пришлось объяснять, что я на работе и приеду к нему на поезде ТЖВ.

Читает русские книжки на русском, объясняет Оме что где: «вот это…»

Вспоминаю: Мы с Камием разговариваем, он нам мешает.  «Никита, мы с папой истории друг другу рассказываем. Хочешь, теперь твоя очередь, расскажи нам». Никита подумал и говорит: «хочу мультики».

25 июля 2011 Ньонс

«Никита, хочешь огурец?» «Нет, я не огурец» - имеет в виду, что не хочет.

Все спрашивает с обращением: «Мама Эва, что это?», «тетя Стася, что это такое?» Стасю сначала называл «баба Алла».

Играет в букву: пальчиками как будто что-то маленькое ползет: «буква по-тебе идет».

В мое отсутствие начал хорошо говорить повторять за французским семейством. Сейчас в основном возмущается на французском: « ça suffit ! » « pas ç» « no, pas toi ! »

Посмотрел фотографии нашего переезда, увидел свои игрушки, сказал «хочу домой!», еще увидел папу на фотографии, сказал: «поцелуйчик папе!».

2 августа 2011, Никите 2 года 7 месяцев, г. Ньонс

Отказывается от всего: «Нет, pas хлеб». «Нет, pas спать», «Нет, pas душ». Ома говорит: «Tu es mon bébé» Никита отвечает: «Non, pas bébé, je suis Nikita, moi !» (Нет, не лялька, я  - Никита!)

Я уговариваю его принять гомеопатию, Никита не хочет. Я притворяюсь, как будто это гомеопатия говорит тоненьким голоском: «Никита, съешь меня, съешь меня». Никита отвечает серьезно: «Гомеопатия не разговаривает!».

Я ругаюсь, Никита: «мама, не кричи!».

Играет с пиратским кораблем: «Гром и молния!» Ведет корабль в одну сторону: «ОООУУУУ!», в другую сторону: «не кричи, не кричи!».

Видит собачьи какашки на прогулке: «Какашки для собачки!»

Просит надуть мяч: «Тетя Стася, дуй!»
Комментарий к видео: «Нет, это мотоцикл гоночный огромный» Последовательность прилагательных как во фр. языке (после существительного).

Много спрашивает: «Мама Эва, что это такое?», указывая на что-нибудь. Когда отвечаю, серьезно кивает: «Правильно!».

3 августа 2011, г. Ньонс

Многофункциональное слово «зарбила». Наверное это и разбилось, и опрокинулось итд.
«Ящерица в кусты зарбила» Машинки сражаются: «зарбили», что-то сломалось: «зарбило».

Вчера Стася пошла готовить Никите сосу-молоко, пришла, поставила и пошла в туалет. Никита не заметил, что соска рядом, побежал за Стасей, долбится в дверь и кричит: «Тетя Стася, отдай молоко!»

Я сказала Никите, чтобы шел просил сам у Омы соску, он попросил: «un bibi de lait, Oma!» (т. е. Попросил все правильно).

Вчера делали барбекю, гриль загорелся, все бегают, тушат пламя, Никита с интересом смотрел, потом говорит, когда потушили: «Еще огонь!»

20 августа 2011, г. Ньонс, Никите 2 года и 8 месяцев.

Про дорожные знаки, перечисляет: «Осторожно, олень! Осторожно, перекресток! Осторожно, можно поспать! (знак гостиницы)»
Употребляет много: «Смотри» и «слушай». «Смотри, это дети!»
Показывает Жад игрушки, которые ему подарили: «Regarde, mes cadeaux» (смотри, мои подарки) .
Играет с машинками: «Mon amour...» Оме: «Laisse-moi tranquille!» (Оставь меня в покое!)
Комментарий к видео: Никита отрицает все, что говорит ему его бабушка: "Je ne suis pas un poulet" (Я не цыпленок) "C'est pas bonhomme, c'est Nikita" ((это) не человечек, (это) Никита!)
"petit cœur"(сердечко) он повторить не может, получается "copeur", "pas petit bébé" (не лялька). А потом начинает канючить, его пора укладывать спать.

Для коммуникационного общения с франкоговорящими ключевой вопрос: «Cest quoi ça?» И тыкает пальцем в любой близстоящий предмет.
Любимые книжки: «Транспорт» - маленькая детская энциклопедия издательства РОСМЭН, и французская книжка про автомобили, нужно отвечать на бесконечные: «Что это такое?» и «Cest quoi ça
После лагеря (с ассоциацией Ани Дунаевской под Фонтенбло) активно употребляет: «Это мое!» Не всегда употребляет притяжательный суффикс: «Я испугал(ся), я ударил(ся)»
Уже съездили в русский лагерь. Никита активно говорит, после лагеря стал петь песенки и читать стихи. Сам.
Первая песенка: «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной», т.к. это была песенка лагеря. Всей душой обожал спектакли и вечерние сказки.
«Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…»
«Аты-баты шли солдаты»

Говорит уже глубокомысленные вещи:
«Мама Эва, этот карандаш сломал, это неприятно, дай мне огромный»
«Хочу потрогать за ушки оленя» - увидел вдалеке надувного оленя.
Подают макароны-бантики: «Это олени, они потеряли рога».

Любимые книжки про транспорт и автомобили. Играет в перевертыши: на мотоцикл говорит, что это бетономешалка и смеется. Меня зовет «мама Эва», папу – Камий.

Сидим над книжкой, я перестала читать: «мама Эва, разговаривай».

«Мама Эва, пей Младенец мой прекрасный» - очень любит эту колыбельную (Лермонтова), знает ее наизусть.

Написал на пол. Жозиан ему говорит, что он большой и должен ходить на горшок. «Je ne suis pas grand, je suis petit» (Я не большой, я маленький). Увидел, что я в комнате и добавил (чтобы и я прониклась): «я маленький». Вообще, после лагеря на французском, речь как будто стала легче, без усилий, хотя активный запас все-таки ограничен.
Купаемся в бассейне, он мне не дает отлынивать от физической активности, только присяду: «мама не сиди, мама прыгай!» Также и про компьютер: «мама, выйди из Интернета!»

После лагеря стал по-русски ставить ударение на свое имя: НиКИта.

Играет в железного дровосека: «я железный дровосек, мама надень мне курточку (салфетку повязать вокруг шеи), у меня топор, хочу рубить деревья.» «Мама, ты Страшила, пойдем по дороге.»

26 августа 2011 г. Ньонс
«Хочу кошку» «Нет, Никита, эта кошка люсилина (в смысле тети Люсиль), она хрупкая» «Нет, она бенуахана» (ее мужа Бенуа)
Слушает грозу: «Молния, можно сделать самолет…» Дядя Сирил подхватил: «Да, Никита, если сможешь использовать молнию для движения самолетов, будешь молодец…»

Вспомнила, почти месяц назад, может я не записала. Мы раздели Никитку, он трогает свои титечки и говорит: «писюльки».

28 августа 2011 Дома

Никита сложил ромбиком книжку, говорит: «Renault».

Поет песенку из мультика: «Чаааагинтон, чага-чага-чага, Чагинтон», а потом добавляет «пэр-пэ-пэ», чего в песенке нет, но получается ритмично. Наверное, не замечал, как это смешно, пока я ему не спела, потом смеялся до упаду, как только «пэр-пэ-пэ» произносили.

1 сентября 2011

Любимая песня про «Комбата Батяню».

Сегодня рассказал: «В садике, дети упали, бедные» «А куда упали?» «В лес у…» очень эмоционально, но подробностей добиться не удалось.

И еще. «Сегодня Мюрьель кричала» «а что случилось?» «Дети игрушки раскидали» потом выяснили, что это «Никита игрушки кидал и Мюрьель злая».

10 сентября 2011 года

Записались в городскую библиотеку, взяли 5 книжек про космос, автомобили, что происходит ночью, про динозавров. «Комбата Батяню» поет почти дословно, на одной ноте, очень мило.

Сегодня пел в библиотеке, библиотекарши смеялись. Приучаем к горшку, когда говорит: «я не какаю» или «я не хочу писать», значит надо срочно на горшок. Получается все лучше.

Сейчас пойдем гулять. – «Не хочу гулять, потому что я читаю».

Говорит полными фразами, констатирует факт действия: «Я еду на мотоцикле. Я смотрю на велосипедистов».  «Мы лежим в кровати и читаем книжки». «Я читаю на полу».

Много вопросов: «Что это они там ездят?»

Играет с машинкой: «Мама, смотри, она врезалась в яму. Поехала дальше. Корова: му, му ,му, смотри…Врезалась: бабах и т.д.»

12 сентября 2011 года

Любуется на маму: «я тоже хочу девочка!» «Я полетел в Новосибирск к тете Стасе!»
Любит нас «поправлять»: «Нет, Стася не в России живет, в Канаде!» (Вообще-то в России)
Боремся с формой «мы хочим».
«Наша планета Земля».
 Играет с глобусом: «Покажи, где мы живем».

17 сентября 2011 года

Камий говорит: «Это утка». Никита: «Нет, не утка, это лодка, скажи: лодка».  (типа, папа не понимает, что говорит).

Я говорю: «У меня на ногах надо ноги подстричь, а то как у динозавра» Никита смотрит на мои ногти и говорит с видом знатока: «А.. да… и вижу..» Эту же фразу говорит и в других случаях, как мы, когда Никита просит посмотреть.

К месту и не к месту употребляет: «ну не надо так гоРОВИть!»

Играем в перевертыши: Я называю картинки неправильно, например, на бетономешалку говорю, что это слон, Никита смеется и называет правильно. Теперь говорит про эту игру: «давай глупости читать!»

Читаем сказку про лису, которая выгнала зайчика из дома, там упоминается охотник Микитин, Никита хохочет, т.к. созвучно с именем Никита, а я даже не сразу поняла, что он так веселится.

22 сентября 2011 года

«я не знаю» «ты что, с ума сошел?»

Рассказывает мне весь день, как шли в садик с папой, как ложились спать, как ели как играли. Очень нравится садик «хочу еще садик» - когда приходим его забирать.

«Сегодня другая Мюрьель кричала…» - не знает, как всех воспитательниц зовут.


27 сентября 2011 года

На прошлой неделе пошли в бассейн первый раз после летних каникул. Идем по старому маршруту, заговорили про школу, я говорю, вот туда ты, Никита пойдешь, на следующий год. Никита отвечает: «Никита там был, он прыгал». Т.е. он помнит, как мы ходили в школу на день открытых дверей в июне и он прыгал там на воздушном замке!!! Идем дальше, мимо другой школы, Никита говорит: «а где клоуны?» - действительно в мае-июне там на дверях висели клоуны.  Дальше больше: проходим мимо двора, где Никита играл один раз, пока я общалась с русской мамочкой по поводу книжек, я говорю, помнишь, ты играл с Леной там? «Да, там еще Саша был и мотоцикл».  И правда, братика Лены зовут Саша, и там было много велосипедов-мотоциклов, на которых Никита отрывался. Через неделю, сегодня, мы пошли по другой стороне, и Никита без всяких напоминаний сказал: «Я был тут, с папой». Он вспомнил, как он с папой ходил на елку!!! (т. е. Около 9ти месяцев назад, однажды!)

«Сработало!» - когда что-нибудь получается.

Французский на уровне простых фраз, словарный запас меньше, но растет с каждым днем.
Диалоги с папой например про «ou dorment les animaux, les poissons, les voitures» (где спят животные, рыбы, машины).

Нашли перчатку-марионеток (на каждый пальчик), мама пела ему с этой перчаткой « мы едем едем едем» и заканчивала так: парам-папам. Так вот, спустя три месяца Н. воспроизводит в точности песенку, как только видит перчатку, и даже парам-папам.


8 октября 2011 года  Никите 2 года и 9 месяцев
"Мама купила на чердаке". – Буквальный перевод фразы Камия: «maman a acheté au vide-grenier ». (на дворовых распродажах)
Прошедшее время часто по французской конструкции: «я была упала» «там была ехала машина».
«Мама, ты добрый» ! или ? в зависимости от утверждения или вопроса.

Читаем про Медузу-горгону и Персея (выбрал сам, в сборнике Чуковского). Играет с мечом: «Мама, ты медуза-горгона! Я – Персей».

20 октября 2011 года (2 года 9 месяцев)

Когда предлагаешь, что-то соглашается: «Хочу!» (гулять в парк, есть сосиски и т.п.)

Я ему рассказываю, что он будет в садике делать (как играть будут, как спать будут и что взрослые должны на работу ходить, а дети в садик), сама уже не знаю, что придумать, а Никита: «Мама, рассказывай еще про садик!»

Никита начал играть, не знаю как это называется, но с диалогами: машинки у него говорят друг с другом, пластилиновые игрушки говорят, взаимодействуют.

Камий говорит, что Никита говорит по-французски с легким русским акцентом (я не слышу) и без артиклей. Звук «р» например у него и не русский, и не французский, что-то среднее грассирующее, но слишком тяжелое для французской фонетики. А «л» например, как мне кажется, совершенно французская, мягкая.

Совсем недавно появилось, когда думает, то говорит на французский лад: «euuuu»  вместо русского «ээээ».

На французском говорит типовые фразы вроде: «je ne sais pas» «je veux pas» « j’ai mangé celui-la». Но активный словарь у него весьма ограниченный.

Например, он понимает, что «тетя Стася» на французском будет звучать по-другому, поэтому и спрашивает у Тибо: «Cest quoi ça?» - чтобы он озвучил.

«Никита, про кого песня?» - «про Капитана, обветренный как скалы».

Про ту же песню поясняет мне, что я сама ему объяснила раньше: «Мама, люди Флинта, это пираты!»
Залезает в свой стульчик кушать: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция» - часто добавляется «Мир», а так мы говорим école vétérinaire, Ledru Rollin (Саша живет), Pyramides (получилось случайно – Никита сказал, а мы ему объяснили, что правда такая станция есть), а также станции Новосибирского метро.

Когда разговариваем про объекты нас окружающие (автобус, метро, улица, еда итп), спрашивает: «Наше? Мое?» - наверное, в зависимости от более или менее индивидуалистического настроения.

23 октября 2011 года

Очень волнует вопрос куда скрылось солнышко. «А где солнышко?» спрашивает каждый день.  «Оно спряталось»-  себе же и отвечает. «Еще не ночь» - когда начинает темнеть.  «Они не спят» - на картинке детки в кроватках. «Я хочу проснуться» - когда ложится спать. У меня сразу ассоциация с Лермонтовым: «Я хочу забыться и заснуть», что я ему и цитирую, что поэт Лермонтов,  дескать, хочет обратного.

Играет с хлопьями и сосой-молоко (бутылочкой): "Соса-это маяк, а хлопья - корабли, которые к нему плывут".

Я кричу ему из кухни – он отвечает: «Мама, я не слышу!»

3 ноября 2011 года
Засыпаем: «мама, рассказывай» просыпаемся: «мама, рассказывай» - неважно что, лишь бы рассказывать.

Играет в маленьких Энштейнов, он Квинси, я Джун, много лексики оттуда: «у нас задание, инструменты, к ракете итд.» Поет песенку из мультика.

Испугался Саши в шлеме рыцаря: «мама, не бойся!»

Я включила Вальс Цветов Чайковского, Н тянет меня из-за компьютера: «Давай иди сюда, танцуй со мной»

Читали историю про кроликов, как они искали кубок. Несколько дней спустя нашел в наклейках изображение кубка, прибежал показал: «Смотри, это кубок!»

Очень скучает по Оме, однажды предложил купить «игрушечную ому».

В садике показывает в коридоре: «Это моя фотка, это Никита в Ньонсе играет», тут же на девочкину фотографию «это моя жена».

Узнает везде букву Н, даже во французском варианте: «это моя буква!»

Смотрит на свои каки: «Кто это?»  и сам же отвечает себе «Это французские дороги». – уж не знаю откуда такие ассоциации.

Вообще, мне кажется, что он понимает, что такое по-русски, а что такое по-французски. Как то мне в яслях сказали говорить в яслях с ребенком по-французски из чего я выкрутилась сказав, что «это их роль обучать ребенка правильному красивому французскому, а я что могу, бедная иностранка со своим ужасным акцентом». Так вот, после этого обсуждения Никита мне говорит: «я в садике с воспитательницей по-французски говорю».
Очень нравятся статуи, обращает на них внимание.

Поток сознания во время игры с машинками: «Там дорожные машины живут, нам туда не пройти, помогите велосипед, не могу тащить, там кофе пьют вон туда, там конфеты. Надо чеки перейти, нету. У меня починили, каски, у меня нету, есть там машины в городе, пока, пока (машины разошлись) мне на лошади покататься, там мотоциклы живут, там лошади, на лошади, там гон пришел, покататься на лошади, я великий Гон…Это не мама, какой-то конфет, там машины живут в гараже, нам туда не пройти, это не кофе, там не кофе сканьют.  (м ашины фурчат) Тук-тук, там коньки летят, волшебные страны потеют. Ты че стукнул? Ты не дурень. Надо кофе наливать и пойдем кофе пить. (машины фурчат)Ты не купил, он купил эту машину. Пока. Пока. (один улетел УУУУУ) там кофе пьют, там кофе продают, я на лошади пока». Нам не продают кофе. Там другие кофе пьют. Другие? Пойдем кушать. И мне давай. Это не для тебя. Это для французске.

Едем в лифте на Хэловин с негритянскими ребятишками, Никита смотрит на них во все глаза, и говорит: «Они все белые!! Они все белые!!!» - Наверное с черным перепутал.

22 ноября 2011 года, 2 года 10 месяцев
Ключевые фразы на данный момент:«Мама, ты добрая?», «папа, ты добрый?» и «мама на работу завтра не идет?»
«Мы с Виктором вот так делали» – засучивает рукава. – Лучший момент из кулинарного урока в садике (делали песочные печенюшки).

11 декабря 2011 года
Мы с Никитой читаем книжки на диване. Приходит Камий, Никита его прогоняет: «Папа, пойди туда, в комнату».

Использует лексику, которую я не употребляю, из мультиков: «Поглядите, что там такое?»

На данное время интересуют пираты, «череп с костями». Поем из Острова Сокровищ: «Йохохо и бутылка корова» (вместо непонятного рома).
Видео:
- Это кто за игрушка?
- Это шлем рыцаря.
- Это шлем пирата,… шляпка пирата…камень нашел. Это пираты упали (вдохновенно, повторяет несколько раз)… Это кто там, Тибо? (наш племянник)… Пираты испугались.


Ночью кричит во сне: «Пираты! Все стреляют!» И потом нараспев как в мультике: «Остраав сокрооовищ!» И дальше спит.

Поем песню на ночь «Спи младенец мой прекрасный».  Однажды я ему объяснила, что значит Терек, образок ит.д. Теперь он спрашивает практически на каждое слово из песни: «мама, ты знаешь «закален в бою»? Тут я спрашиваю, это как «закален в бою»? Никита объяснительным тоном: «ну это у него ружье, он стреляет так, дыщь дыщь, он вот так бодается…»

«Я пират под сэром там пират злой под сэром живет» - видимо из «Сэр, я такой же осел как и вы!» «Там костер горит, сейчас я его застрелю». – бегает с пистолетом и стреляет – «Там полицейского нету, там только пираты живут под сэром».

15 декабря 2011
Очень развеселило слово «хитруля». Теперь говорит: «я – хитруля». Повеселило также слово «водолазка».
Переделывая Капитана Смоллета: «мне не нравятся эти пираты, мне не нравится этот колабарь, мне не нравится попугай!»

28 декабря 2011
Выдает много перлов ежедневно, я должна бы записывать чаще. Сегодня утром: «Никита, ты написал в постель?» «Ну, мама, это только кажется».
Я сделала некрасивую снежинку на окно. Никита смеется: «это печенюшка».

5 января 2012

Генри IV занял важное место в играх Никиты (частенько гуляли мимо статуи).
Играет в рыцарей, с мечом и щитом и т.д. Все так же интересуется статуями и солдатами. Заинтересовался Египтом: сути еще не понимает, но замечает в фильмах, книжках: иероглифы, фараонов, пирамиды, сфинксов. Соответственно, читаем книжки про Генри IV и Египет.

Металингвистические знания:
- Мама, хочу конфетку
-Попроси у Омы
-Ома, je veux confette ! (без артикля, но и без окончания, с хорошим французским «е»)
Также, je veux souharikke (я хочу сухарик).

8 января 2012

Говорит: «да нет…» (в смысле нет), и разговорное bais oui, bais non.
Во время нашей поездки на лыжах ходили на гиньолей (традиционный кукольный театр). Никита смеялся от души, очень понравилась шутка «Je vous présente tous mes fromages», вместо hommages ! (Игра слов, что-то вроде вместо «Мое почтение!» - «Моя сырность!»)


Комментарий к видео: В общем, не очень внятно, кроме "колбаса, колбаса" и что это "сказка про ферму".












Комментариев нет:

Отправить комментарий