ВВЕРХ

5 лет

18 января 2014
Задачка, которую придумал Никита: плыло 8 кораблей, 3 их них врезались в маяк.

Обсуждали животных жарких и холодных стран, играем, как будто зверюшки с Севера рассказывают про Африку:
- А какая Африка? (подразумеваю ответ, что там жарко и т.п.)

А Никита:
- Там не любят, когда рождаются близнецы, еще там разные дикари…. (мы недавно обсуждали, что в Африке убивают новорожденных близнецов, считая их демоническими созданиями) 

6 января 2014
Я собираюсь на работу, одеваю деловой костюм, который Никита не любит, потому что по его понятиям я «одеваюсь как мальчик».
Никита, насмешливо: «Одень галстук, президент!»

Комментарии после просмотра фильма «Операция Ы»: «А что, во времена Шурика даже в тюрьме они были одеты, как президенты» (это к тому, что все мужчины одеты в пиджаки, даже в тюрьме). Отметил также, что сам Шурик не в костюме.

6 января 2014

В Ньонсе, в бабушкином доме, мы всегда поддразниваем Никиту на тему: «Мы оставим тебя здесь навсегда, зачем тебе Париж…»
И в этот раз я спрашиваю: «Ну почему ты не хочешь остаться у Омы жить?»
На что Н отвечает: «Потому что здесь много странных вещей из черно-белых времен».

Действительно, дом обставлен в старинном стиле изящной антикварной мебелью.

31 декабря 2014

Уже много месяцев Никита хочет быть мультипликатором. Изобретет «длинный» мультик про фиксиков, у него там даже будут злые фиксики. Всегда интересуется, каким образом сделаны мультфильмы: компьютерная графика, пластилиновый, нарисованный, кукольный.

Цитата из никитиного очень длинного рассказа о том, как делали мультфильм «Коробочные тролли»: Берут немного компьютерной графики, кожи, пластилина, делают персонажей, потом делают город, небольшой, делают декорации, даже если они уже сделали город…

8 декабря 2014


Встречалась с никитиной учительницей и на встречу шла с замиранием сердца: что там скажут про нашего задумчивого ребенка. Оказалось, что все не так уж плохо! Кроме отлучек в мир мечтаний (все сидят в кружочке во время урока, что-то объясняют, а Никита смотрит в потолок и счастливо улыбается J), он активно участвует в классных обсуждениях, много рисует (я ужасно удивилась!), подтянулся по графизму (дался им этот графизм!). Иногда, естественно, он не слышит инструкций, и потом стесняется спросить, что надо делать, иногда впадает в панику перед письменными заданиями (у меня не получится!) Нам очень повезло с учительницей в этом году – такая добрая душа и, наверное, любит свое дело. Мне, в принципе, не так важен результат, как то, чтобы учитель понимал моего ребенка, и чтоб сыну было комфортно в классе.

28 ноября 2014 Читаем сами

Мне очень понравились идея и иллюстрации книг Первое Чтение детская классика. Крупными буквами излагается отрывок из любимого детьми произведения: «Том Сойер», «Книга джунглей». Я купила одну такую книжку, «Карта сокровищ» по мотивам «Острова сокровищ», но Никита явно томился, читая ее. 

Продвигались очень медленно, хотя иллюстрации рассматривал внимательно и просил, чтобы перечитала я, т.к. в принципе отрывок про переживания Джима (говорить/не говорить взрослым, возьмут/не возьмут с собой) заинтересовала.




Гораздо легче идет чтение книг Джулии Дональдсон: во-первых, стихи – повторения, рифма, во-вторых, смешно, в-третьих, замечательные иллюстрации.









24 ноября 2014

Эквиваленты
Никита объясняет, за что получил красную отметку (а не зеленую, как надо) и не может выпасть из «школьной реальности»: Нуазеты (орешки) нужно было раздать экюрёю (белке) и этому, с такими колючками (ежику), а он что-то не так кому-то раздавал…
- А наказания какие у вас?
- Face au mur! (лицом к стене)
Набираюсь терпения и поправляю, и перевожу вслед.
Нет налички дать ребенку заплатить за спектакль в школе, я говорю Никите: «Скажи учительнице, что в понедельник 5 евро принесем»
Он подумал и, готовя фразу, спрашивает: «как по-французски 5 и как понедельник?»
Видимо, не всегда легко сразу найти эквивалент.
А иногда он отлично находит русскоязычные эквиваленты (или наоборот), даже слову voila подобрал слово «вот!»

Аналогии
Вот какие аналогии находит мой ребенок между двух культур:
Во Франции лягушка – принц, – а в России – принцесса (по сказкам лягушонок-принц и Царевна-лягушка).

В России – гроб на колесиках, во Франции – женщина с ножами вместо ног (страшилка одинаковой сюжетной структуры).

9 ноября 2014
О Боге
Никита расставляет своих индейцев:
- Тотем, это бог?
- Это изображение Бога.
- А, ну это потому что у них церкви нет.

В школе опять, видимо, были какие-то разговоры о боге, т.к. Никита горестно заявил:
- Ну вот, надо о боге думать, а я про супергероев думаю!
Я его успокоила, сказав, что бог – это супергерой супергероев, так что он может думать о нём в таком ракурсе. Ребенок обрадовался.


1 ноября 2014   Письмо голландскому другу Толе

Плыл в подводной лодке человек-паук. Вылез он на берег. Вдруг видит – на берегу большой город, который разрушает Халк. И встретился он с Капитаном Америкой. Потом встретился с Айрон-мэном, ростом немножко как Халк.
Чтобы спастись, человек-паук залез в вертолет, а Капитан Америка – в самолёт. Большого Айрон-мэна некуда было девать и у Капитана Америка в голове появилась идея: его закинули в космический корабль. Правда, космический корабль немножечко разрушился на кусочки, но зато они улетели в небеса втроем.

Конец.



24 октября 2014 Геометрия для малышей Житомирского В.Г.


Я очень давно собиралась почитать Никите эту книжку и даже нашла ее в электронном варианте… и тут как раз, Юля в словацком лагере дала нам почитать ее! Никиту сразу заинтересовали картинки, несмотря на, вроде бы, несовременность иллюстраций. Пока каникулы, пока доделывали всякие тетрадки, читать мы ее начали только в сентябре. Шло все гладко до углов: оказались сложным для понимания прямые, острые, тупые углы. Никита с тоской сказал, что задачки не понимает (найти углы в пересекающихся прямых, определить, какой это угол..). Я откатила, подкатила снова с теми же задачками через пару дней, объяснила еще раз как могла и о, чудо! – ребенок начал определять какой угол составляют стрелки на часах и т.п.
Одно время зависли на треугольниках, играем в лабораторию: считаем запутанные треугольники и составляем их из счетных палочек. Если решение не приходит – я оставляю на следующий вечер, потом еще раз делаем.
И вот конец октября – мы книжку закончили, потребовалось всего два месяца. Никиту, конечно, больше всего интересовала сюжетная линия, как герои ловили злодейку-стирательную резинку. Из упражнений понравилось больше искать квадраты-прямоугольники, спрятанные в чертежах. А вот самому чертить – проблема. Линейка пальчиков не слушается, да и карандаш тоже не очень…

21 октября 2014
- Мама, лебеди – это кошки?
Я удивляюсь:
- Почему?
- Ну, лягушки – это мышки пруда, тогда лебеди – это кошки…
Если следовать этой логике, наверное, Никита прав…


15 октября 2014

Знаешь, как делают дед мороз и мышка, если их нет на самом деле? Ты пишешь дед морозу письмо, а там такой человек, он читает и узнает, и идет в магазин игрушек. А мышка - это просто человек, идет на работу деньги платить, а потом он залезает в чужие дома, берет зубик и кладет денежку.

12 октября 2014 И снова лингвистика…

Очень логичный неологизм у Никиты: Собака лайкает (от слова лаять).

Еще неистребимое слово в лексиконе у Никиты: телефонить. В принципе, тоже логически выведенный глагол.

Сегодня за обедом разговорились про букву А, что она очень часто встречается, если и не в качестве буквы, то слышим ее в очень многих словах. Начали придумывать слова без буквы и звука А, пока я придумала кофе, Никита выдал слово СИЛУЭТ.


Я морщусь: «виноград кислый». Никита шутит: «Наверное, его киски поели».

7 октября 2014 Здравствуйте, спасибо, до свидания

У меня невежливый сын. Не потому, что мы его плохо воспитали, а потому что, видимо, окружающие люди мало входят в его придуманный мир, в котором он находится большую часть времени. Или он считает, что это не нужно? Правила этикета ему неинтересны до такой степени, что наши попреки его не трогают. Особенно прилагает усилия к воспитанию вежливости папа, но результаты до недавнего были весьма неочевидны. Я взбесилась, когда мой пятилетний сын проигнорировал приветствия тренеров в бассейне. Мы не виделись целое лето, и эти люди знают Никиту с младенчества, а он их! Гневу моему не было предела. Провела серьезную беседу, что теперь он не лялька безответная, а взрослый человек и не имеет права «забывать» поздороваться и поблагодарить. Чтобы закрепить мотивацию, пригрозила отменой мультиков и фильмов. И что Вы думаете? Как по волшебству, Никита стал вежливым с соседями, тренерами и знакомыми.


Для закрепления навыков взяла в библиотеке книжку в комиксах о хороших манерах. Читаем про мальчика, который не здоровается, я выразительно смотрю на Никиту, а он мне в ответ: «Я же стараюсь!»

4 октября 2014
Шахматы. Ура, Никите понравились шахматы в ольгином детском центре «Сюрприз». «Нам нужно снова будет сюда прийти – мы не успели поиграть! Я помогал другим детям, они не знали, как называются фигуры». И вообще про школу: это такая школа для французов, которые понимают по-русски?

Всю неделю обсуждаем, как ходит ладья, как ходит королева. «Им повезло, могут ходить как люди!» В библиотеке взяли чудесную книжку про шахматы с удивительными, живыми иллюстрациями. В оригинале она называется The Story of Chess и на русском я перевода, к сожалению, не нашла. Сказка рассказывает об игре, о фигурах и о там, как они передвигаются.

30 сентября 2014

Я так много устно расхваливала своим книгу В.Гусева «Про что внутри – прочти, посмотри», что совершенно забыла написать про нее здесь. Книжка создана для чтения сразу после букваря, с совершенно замечательными стихами, которые выливаются из иллюстраций. Стихотворение про машину было первым, которое Никита прочитал, не останавливаясь, от начала и до конца. Книгу дали почитать всем нашим начинающим читать знакомым. Никита сейчас перечитывал ее – стихи, как орешки щелкает, к своему огромному удовольствию.






22 сентября 2014

Ходили в библиотеку, набрали книжек на французском. Я сразу приметила книгу во вкусе Никиты: «Я ненавижу школу» (Je déteste l’école). Отношения со школой у него непростые и поэтому ужасно по вкусу пришлось «пусть школа сгорит в адском огне, а товарищи там – настоящие монстры». Но самое интересное, хотя я и читала ему эту книгу на русском, сам он «читает» ее на французском. Он сам смог объяснить выбор языка: «когда я читаю эту книжку, то думаю про мою школу».

20 сентября 2014 Философские вопросы

Видят ли невидимые невидимых?

Как же Леонардо да Винчи мог быть изобретателем, он же Мону Лизу написал! – поговорили на тему гениальности Леонардо да Винчи, что он был не только художником, но и изобретателем и врачом.

Наши времена (в смысле современность) тоже когда-нибудь кончатся?

Что такое чулан, а что такое кладовка? (в смысле в чем разница) - это уже из разряда  вопросов лингвистических...

18 сентября 2014

За последние несколько месяцев произошли качественные изменения в играх: появились «сокровища»: тетрадка с наклейками (наклеивал подаренные наклейки сам, нумеровал сам страницы в тетради, + я посоветовала наклеить любимые билетики-бумажки), подаренные бумажные самолетики, самодельный мобильный телефон (нарисованный Жадой на бумаге), «философский» камень и т.п. Все это носится в рюкзаке так делал 10ти-летний дачный товарищ.
Очень любит строить всяческие домики или «оборудовать» свой кабинет. В кабинете лежит обычно пенал, любимые журналы и книги, иногда свой собственный портрет и другие предметы. Иногда - оружейный склад, куда включается фонарик и бутылка.
Периодически проявляет чудеса усидчивости, вырезая и наклеивая, подписывая различные "подарки" (часто просит написать "модель", чтобы списать с нее), делая задания в книгах для детского творчества. Очень долго сидел и нумеровал тетрадку с наклейками - все 40 страниц, я даже предлагала остановиться. Нет, пронумеровал до конца!

Ну, а битвы супер-героев, в общем-то, никто не отменял. Из "активных" игр также еще часто играет в создание "аттракциона" или "мультфильма" - все гремит и рушится.

11 сентября 2014 Об оптимизме и неприхотливости

Хотя у моего сына в характере заложены «страдальческие» задатки, мне, кажется, удалось передать моему сыну заряд оптимизма и неприхотливости:

Вчера вечером возвращаемся из гостей, Н говорит: «нам повезло, столько подарков надарили!» Подарки следующие: горстка желудей, бумажный самолетик с хвостами-ленточками, малюсенькая игрушка-присоска.


Сегодня утром ходили в магазин, там давали шарики. Идет Никита, на шарик смотрит, в одной руке шарик, в другой – пакет с бананами. Не заметил столба и сильно ударился лбом. Больно сильно, шишка, я его утешаю. Пришли в себя, идем дальше. Н: «Хорошо, что, когда я ударился, шарик не лопнул». 

5 сентября 2014
Вечерняя история (никитин пересказ истории, которую ему читали в школе)
…«Я не знаю, какой будет день», сказала мама, считая звезды. «Быстро, мама, включай мотор!» Разве можно так быстро ехать? Пока ехали на машине целую ночь, все дети уснули, кроме маленького мальчика. Он считал километры, как они ехали: 1,2,3… «Ой, мы никогда ни придем домой» - воскликнул он. «Не расстраивайся,» - сказала мама, - «ты же знаешь, у нас все всегда получается, не бойся». Наконец-то приехали в город.

- Теперь ты идешь в школу (они ехали целую ночь и утром приехали в город чужой).
- Как я пойду в школу? Мне нельзя приходить в школу как парашютное пламя…
- Ну, тогда одень пижаму.
- Нет, это чтобы спать.
- Тогда одень пляжную майку.
- Нет, я не должен приходить в школу как гиньоль (как петрушка – мое примечание).

Но все магазины были закрыты, они увидели один магазин открытым «Мистер Чугачев». Он не умылся, но его там красиво одели, он попшикался красивым пламенем, посмотрелся в зеркало. А школа уже закрывалась (в смысле фр. школа закрывает свои ворота с началом уроков – мое примечание),  А у него нет фломастеров, точилок, стиралок. А он бежит, бежит, валит прохожих на землю, бежит между машинами. И такой неумытый, но красиво одетый и попшиканный.

КОНЕЦ.

5 сентября 2014 Письма друзьям

Сели мы писать письма нашим друзьям из Словацкого лагеря: Софье и Толику. Софье Никита вырезал котика, а Толе – змею.

Про котика получилась такая история:

Котёнок и собака, с которой он не дружит
Жил-был котёнок. В доме с хозяином. Только он дружил с собаками и за мышками не гонялся и ел человеческую еду. Но самое его любимое – это конфеты. И вот однажды он поиграл две минуты с клубком и увидел такую огромную собаку, что на мусорку её выкинул. Но что же делать? В мусоре он шарится, когда ему сокровища найти хочется. Ничего страшного, он в других мусорках пошарится!

А вот про змею Никита сразу сказал, что не может сочинить историю, зато Толик любит пиратов, и он лучше придумает историю про пиратов.

Пираты и большие приключения
Плыл корабль. А корабль был не настоящим, а пиратским. А флаг был не с черепом и не с костями, а был на нем череп с рогами. И плыл этот корабль, и плыл, и недоплыл. Череп с рогами был нарисован черным. И, наконец, доплыл до городка, который они быстро ограбили, будто метеорит упал. Поплыли с богатством, да в шахту приплыли сокровища и уголь добывать. А уголь пиратам вместо мыла нужен, чтобы руки мыть. Ограбили шахтеров – набрали богатства. И уплыли вместе с тележками шахтерскими. А корабль крокодил проглотил, да выплюнул – не понравился. И поплыли дальше. Приключений искать.

От Толи, кстати, весточка потом пришла, что мы в тему попали, т.к. человек сокровища все хотел найти.


Как всегда в поисках чего он будет делать, когда вырастет, Никита сегодня придумал: он будет рекламщиком! (Потому что очень любит рекламу) Судя по историям, задатки креативщика есть.

29 августа 2014 Новые книжки для чтения: совместного и самостоятельного

Что мы привезли в этот раз из России:
Для самостоятельного чтения на ура идут Машины сказки: с крупным шрифтом, с неразбитыми на слоги словами, смешным текстом и, конечно, наклейками. Большое межстрочное расстояние. Ребенок сам хочет прочитать «еще страницу».


Еще купила Никите в помощь многоразовый альбом для написания цифр и букв. Тот, где, написав маркером, стираешь фетровой тряпочкой. Как раз для мальчиков, которые не любят писать. Как только забыл, как писать какую-нибудь цифру – прописали строчку, потом с удовольствием стер.


Для совместного чтения: книжку с наклейками Рассказы о художниках серии Картинная Галерея нам подарили давно, но только сейчас, когда есть время, мы начали читать. Сначала неохотно, потом Никита втянулся, и уже сам предлагает почитать еще раздел. Помогли рассказы о том, что когда он был маленький, то очень любил дядю Монэ, а вот эта, и эта картина были у тебя любимые. Мне, вообще, эта книга доставляет огромное удовольствие: мои любимые импрессионисты, интересные факты о написании картин. Отличная идея серии, замечательное исполнение (издательство Махаон).


23 августа 2014

Если русский язык моего сына обогатился за это лето причастиями (Человек, живущий под столом) и детскими анекдотами про Гену и Чебурашку (ик, пук, тра-ля-ля, спаси боженька меня), то французский, в силу его неупотребления, совсем зачах. В первые дни по приезде Никита тщательно и с усилием артикулирует, ленится говорить на французском. Новое детское ругательство на французском - espèce de machin (типа: дурацкая штучка).

Через несколько дней общения с двоюродной французской сестрой французский «разморозился»: Никита даже начал петь песни собственного сочинения.
Дачные сокровища: этому луку по
 меньшей мере 27 лет

Je tape les cafards
Je tue les dindons
Je me lave dans la machine à laver
Car la douche s’est explosé

(Я бью тараканов
Я убиваю индюков
Я моюсь в стиральной машине
Потому что душ взорвался)

На следующий день у песни появился еще куплет, тоже в рифму:

Jendorme les fourmis
Jécrase les scorpions

(Я усыпляю муравьев
Я давлю скорпионов)

            
27 июля 2014 Словацкий лагерь 2014. Дразнилки и вера в чудеса.

После квеста к лимонадному дереву (Дети, получив письмо от Пеппи Длинныйчулок, должны были найти волшебное дерево):

- Дерево не волшебное было.
- Как не волшебное, а лимонад кто развесил?
- А, это Пеппи.

 «Мне так нравится эта страна Словакия, даже можно не в лагерь, а еще раз приехать в Сказочную деревеньку, а потом сюда на прыгалки». Ну вот, обыкновенные прыгалки в коммерческом центре Словакии оказались интереснее лагеря…

**
Рассказали детям про дразнилки, о том, как можно ответить, если на тебя дразнятся. Никита сразу же сочинил свою дразнилку:

Дурачина простофиля из помойного ведра

Не мыл руки, не чистил зубы, не мылся в ванне никогда.

Словацкий лагерь 2014. Высказывания на цветочном костре:

«Мне понравилось разрисовывать майки и когда мы ходили в лес, то встретили собаку». А девочка Василиса добавила со смехом: «и ты на нее ругался». Ну вот, у ребенка в лагере своя жизнь, я даже не в курсе была про их поход в лес…


«Мне понравилось, как мы пускали кораблики в ручье, и еще понравилось слушать истории (взрослые рассказывали детям небылицы). Давайте, завтра дети будут рассказывать истории, а взрослые будут ставить нам печати.» Как здорово, что Никита не только делится впечатлениями, но и не стесняется вносить предложения.

«Мне понравился директор школы (один из пап, участвующий в спектакле, сделал себе цилиндр) и деревья с именами (каждое дерево было подписано, на нем висели конфетки и старинные монетки)».

«Мне понравилось, как я выступал, а еще понравилось баловаться в пене. Потом все ушли и я один играл в пене».

Утром нам напустили на поляну пену и дети очень веселились в ней, но Никиту вообще не вытащить было, он еще долго играл один, пока вся пена не растаяла. А вечером, когда дети должны были показать самостоятельно какое-то представление, Никита «звездил». 


Совершенно самостоятельно он показал кукольный спектакль «Каждый делает то, что хочет». Куклы дрались и падали через ширму, дети очень смеялись, а родители смеялись, глядя на детей. Никита заявил, что театр французский, но пьеса будет на русском. Перед спектаклем, он неожиданно решил спеть Марсельезу, хотя, когда я подавала ему идеи и говорила, что всем будет интересно услышать что-нибудь на французском («Ты же единственный француз здесь!»), он отказался, а я не настаивала.

26 июля 2014 Словацкий лагерь 2014. Письма.
В этом лагере я даже организовалась  записывать происходящее. Во-первых, в лагере видишь ребенка по-другому, чем дома или в кругу семьи, во-вторых, для него это важнейший период накопления опыта.


В этом словацком лагере Никита активно участвовал в игре с почтовыми ящиками, которая, в общем-то, есть в каждом лагере Юли Ремпель. Наверное, дорос. У каждой семьи возле номера есть почтовый ящик, каждый может написать письмо, положить туда маленький подарочек… Никита приехал в лагерь совсем без игрушек и сначала очень расстроился по этому поводу, но потом вдруг ему в ящик положили много маленьких игрушечек, сколько было радости.
 Надо было прочитать от кого же игрушки! И это положило начало многочисленным письмам.

На первом цветочном костре (вечером дети по очереди говорят, что им больше всего понравилось за прошедший день) Никита сказал, что больше всего ему понравилось писать письма и есть мороженное (которое делали мы сами). Мы вместе писали письма - Никита переписывал по модели или просил меня написать ему письмо. В наш почтовый ящик все приходили и приходили письма…

В голове, видимо, идет какой-то важный процесс, потому что ни с того ни с сего спросил меня: «а как пишется буква Л?» В августе, когда возобновим занятия по тетрадкам, наверняка будут подвижки…

Никита даже играл в записки. Однажды я прикорнула после бессонных ночей, Никита со старшими девочками писал и посылал мне глупые письма типа : «Мама, можно мне на крышу?», иногда девочки писали за него, иногда он сам… Теперь мне жаль, что я не сохранила эти первые самостоятельные записки…

23 июля 2014  Как коко-зайчик гостил у нас
Каникулы в разгаре, а я, с большим опозданием публикую о нашем школьном задании. Как и в прошлом году, к нам из школы пришел погостить в последние выходные учебного года заяц- талисман из никитиного класса. 

Суть задания в том, что игрушку дают каждому ребенку из класса на выходные, ребенок «знакомит» его со своей семьей, домом, «развлекает» все выходные, а потом в классе рассказывает о том, как коко-зайчик провел выходные – этакое задание на развитие речи и познание окружающего мира. 

Талисман также является мотивационной единицей школьной жизни – Никита как-то жаловался, что ему не дали домой зайчика, т.к. он подрался в Валентаном.

Если в прошлом году Никита был рад зайцу лишь как факту новой игрушки у себя дома, в этом году он отдавал себе отчет, что надо будет рассказать одноклассникам о том, как заяц провел выходные, и сделать это не хуже, чем у других. Сначала мы посмотрели толстенный альбом из жизни зайца. В этом учебном году он вел роскошную жизнь: путешествовал по Франции и Европе, раз пять был в Диснее, посетил несколько раз местный бассейн, театры, посмотрел все новые мультфильмы в кинотеатрах. Несколько раз делал блины.

Никита побеспокоился, что в альбоме «листочки кончились». Я его успокоила, объяснив, что у меня есть специальные мультифорки и что мы сможем добавить наши странички в альбом.

У Никиты были конкретные идеи как сфотографировать зайца для альбома: фото с арсеналом нашего оружия, фото с плеймобилями (в рассказе Никиты они атаковали нашего гостя), фото в специально обустроенной кроватке (эту идею Никита подчерпнул у своих одноклассников). Заяц также посетил бассейн, слушал сказки, постирался в стиральной машине, погулял в парке и поучаствовал в русскоязычном занятии. В воскресенье вечером отобрали фотографии и сделали отчет (я старалась записать так, как говорил Никита).

В этом году Никита с радостью доложил мне, что рассказывал, как заяц гостил у него. Чувствовалось, что это для него теперь важно.

23 июля 2014  
История с продолжением про сломанную ногу бабушки:

Рассказывает что-то: «…Ну, это, когда ты была в Новосибирске, жалела обломанную ногу…»
**

Стася говорит Никите, что скоро увидимся снова, т.к. он скоро приедет в Новосибирск. Никита с ужасом: «Не хочу ехать в Новосибирск, не хочу видеть сломанную ногу бабы Аллы». Пришлось объяснять, что нога давным-давно здоровая и кость в ней срослась.




6 июля 2014
Лысоногий (босоногий)

Сосательная резинка (жевательная)
Посолить (в смысле посыпать) – он посолил волшебной пылью…

Заглядывает мне в ухо: «там уже тело человека?»

Эва, мне неприятно, сидишь ешь, а тут человечки на этой тарелке смеются, ненастоящие… Так и непонятно, что Никиту покоробило на этой тарелке, но он ее не любит…


30 июня 2014
Все-таки литературные переводы нужно сравнивать. Недавно прочитали Отважных цыплят Кристиана Жолибуа и Кристиана Хайнриша в оригинале. Совсем другое впечатление, чем от русского перевода. Отважных цыплят издательства Махаон я взяла на пробу в этом году. Прочитали. История показалась мне весьма плоской...

пародия на "Крик" Мунка
Через несколько месяцев в руки попал сборник этих цыплячьих историй в оригинале «Les ptites poules» - я читала ребенку с огромным удовольствием. Столько аллюзий и юмора! «Отойди, ты заслоняешь мне солнце!», крик Мунка и пр. В переводе текстовые аллюзии не передаются. Детям, конечно, все равно – сюжет остается тот же, но какая разница родителям!

В каждой истории вскользь рассказывается об исторической личности: Христофоре Колумбе, Галилее, Ланселоте… А в истории про братьев Монгольфьер - на воздушном шаре впрервые летят овечка, утка и петушок, как и было на самом деле!

28 июня 2014
С огромным удовольствием прочитала Малыши и математика А. Звонкина, где он очень интересно описывает свой опыт ведения математического кружка. Попробовала показать Никите некоторые простые задачки типа «что лишнее». Решал с интересом. 

Наблюдаю то же представление о цифрах, что описывает Звонкин, и у своего ребенка:
- Никита, 7 и 8 – это одно и то же?
- Да!


Те же феномены Пиаже: шесть солдатиков, но растянутые в ряд – кажутся Никите больше, чем 8 солдатиков, но в более сжатом ряду.

Зато выписывая восьмерку мой ребенок заметил: это бесконечность, можно все время так крутить, крутить. Я ему и объяснила, что в математике положенная на бок восьмерка и означает бесконечность.

К сожалению, в математике я далеко не уйду, т.к. задачи посложнее у Звонкина я уже не понимаю L

В ударе после прочтения, сегодня я спонтанно устроила игру в почтальона (все-таки факт, что 7 и 8 одно и то же для моего сына меня коробитJ)

Никита разносил по домам мягким игрушкам «почту» - картинки с различными количествами предметов по домам с соответствующими цифрами. Игра увлекла и его и меня.

25 июня 2014 Левитан «Сказочная вселенная»
С третьей частью дело затормозилось, про созвездия читать Никите не так уж интересно, маловат, хотя интересует связанная со звездами мифология. Смотрим после каждой главы по Google Sky созвездия, но огромного интереса не наблюдаю. В Ньонсе посмотрим на настоящее звездное небо, а сейчас дни длинные, да и в Париже звезд не видно.

Под впечатлением от книги Звонкина Малыши и математика я вдохновилась и сегодня Никита получил письмо от Альки и Светы с просьбой найти созвездия на карте звёздного неба.
Вот такое:




Никита был так поражен получением письма, что задание (соединить звездочки в созвездия), конечно, делал не особо усердно, а все выдвигал теории, кто же мог прислать письмо. Нам «постучал» почтальон и принес письмо «прямо в дверь». По его теории, Алька со Светой не могли сами написать письмо, т.к. они «не настоящие, из книжки», что прислал письмо кто-то, кто читал книжку. На меня он не подумал, а вот решил спросить у тёти Стаси, может быть, это она…

25 июня 2014
Книга Левитана «Сказочная вселенная» долгое время была на вершине нашего хит-парада. Читали часть про Луну, очень веселились по поводу того, что древние греки думали, что Луна в безлунные ночи спускалась в царство мёртвых, чтобы наказывать там мёртвых преступников. Вполне соответствует любимым Никитиным беседам и играм. Н сразу нашёлся со своей версией мифов про Луну:

…А викинги думали, что луна были такие часы, которые очень долго тик-такали, а потом превратились в белую маску и поднялись на небо.

Читаем главу про то, как дети думали, что Луна за ними бегает. Никита: не бегает, а летит!

Ходили в детский городок от 2х до 7ми в городке науки и индустрии. Мой ребенок один из всей группы присутствующих там детей знал, что Солнце – это звезда, и самое главное, смог сказать это на французском, хотя информацию получал на русском из нашей книге про вселенную.



запись сделана в марте-мае

23 июня 2014

Я разговариваю с сестрой Стасей по скайпу, никитин французский дедушка тоже вступил в разговор. Стася старательно говорит на французском, я тоже переключилась на французский. Никита, наблюдая за этой сценой, кричит Стасе в экран: «Говори по-русски!»

Не могу понять в каких обстоятельствах Никита играет на русском, а в каких на французском. Доля русского в играх все же значительно больше. Спрашиваю у него, почему он иногда играет на русском, а иногда на французском. Ответ: «Потому что я оба эти языка люблю!»

21 июня 2014 Сказки с логопедом

На занятии с логопедом Никита составлял рассказы по картинкам. Картинки с собой не взаимосвязаны. Логопед записывала никитину речь без изменений.

L’histoire magique de Nikita

1. Il y avait un chat qui avait vu une poubelle. Dans la poubelle il y avait une île. Il a vu aussi un sac pas loin de la poubelle, et dans le sac il y avait des gens qui faisait du ski. Il regardait les gens qui faisaient du ski.

Перевод: Жил-был кот, который увидел мусорку. В мусоре был остров. Там еще был мешок неподалеку от мусорки и в мешке были люди, которые катались на лыжах. Он смотрел, как они катались на лыжах.

2. Il y avait des vaches dans la ferme. Le magicien des trains les a mises dans le train pour qu’elles aillent dans un pays où il y a de la neige. Les vaches étaient contentes car elles ont construit un château de neige !

Перевод: На ферме жили-были коровы. Волшебник поездов посадил их поезд, чтобы они поехали в страну, где есть снег. Коровы были рады, так как они построили снежный замок!

3. Il y avait une cabane dans l’arbre où habitait Monsieur j’ai peur de tout. Il portait des lunettes pour se protéger et se cacher. Quand il les met, il n’a plus peur de rien.

Перевод: На дереве был шалаш, в котором жил Месье «всего боюсь». Он носил очки, чтобы защитить себя и чтобы прятаться. Когда он их надевает, он больше ничего не боится.

Попросила носителя языка объективно посмотреть на эти рассказы. Анализ меня очень порадовал: Безупречно с точки зрения синтаксиса, выбора слов и грамматики. По словарному запасу – вполне уровень пятилетки. Ребенок очень творческий.


В общем, мои сомнения об уровне французского языка моего сына были окончательно развеяны за эту неделю.

18 июня 2014 Пеппи Длинныйчулок

Первая книга, которую мы читаем без картинок, да еще и в электронном варианте. После прочтения первой книги, которую нам дали почитать, я просто загрузила остальные части. Параллельно смотрим немецко-шведский сериал про Пеппи 1969 года. Главу про ярмарку Никита и смотрел два раза и слушал аудио спектакль по детскому радио.
Но картинок все-таки не хватает: что нарисовано на щите у пеппиного папы?

**
- Что бы ты выбрал в магазине игрушек, когда Пеппи покупала игрушки всем детям?
- Я бы взял оловянных солдатиков, у меня уже есть солдатики, и эти оловянные солдаты дрались бы с моими.

Когда Пеппи рассказывает небылицы про школу в Австралии, Никита продолжает: а дальше? Давай сами расскажем. (после купания под дождем по Пеппиному рассказу) Потом они идут в столовую и им накладывают всякой еды, они едят как попало. Потом они идут спать, но не спят, а читают, после чтения выкидывают книги в мусор. Потом играют во дворе, и когда приходят папы и мамы, они все равно играют во дворе.


Читаем, как солидный господин хочет снести виллу «Курица». Никита смеется и поднимает руки вверх как будто несет что-то: так нельзя, дом же тяжелый. Объясняю, что слово «снести» значит не «нести», а «разрушить, убрать».

Состояние французского языка на июнь 2014


Вчера Н говорил с бабушкой по телефону, она отметила беглость речи и инициативу разговора, до этого по телефону были в основном односложные ответы.

Французская речь Никиты мне кажется «менее творческой» - он говорит в основном устойчивыми фразами, которые слышит от мальчишек в классе и от отца. Поэтому речь «хулиганистая» с соответствующими интонациями. Хотя может говорить и на любую тему, но словарный запас, конечно, далек от русского языка. Кажется, очень помогают занятия с логопедом, т.к. слышит правильную речь взрослого человека, обращенную непосредственно к нему.

Уже неделю старательно выговаривает в речи звуки Ж и Ш, даже чересчур, например, может сказать: «шабака» (собака).

«Я в моей кабане» (от фр. Je suis dans ma cabane) – я в домике, шалаше. Сам себя поправляет: я в моем домике.


Пассажный секрет – русификация французского passage secret – означает то же самое в никитиных играх: секретную дорогу.

11 июня 2014   Некоторые лингвистические «почему?» и другие размышления

Наш французский товарищ Адан
Начнем с того, что Никита часто вместо «почему» говорит «зачем?»

Почему «мусор» - это и грязное, и куда кладут мусор, зачем одно слово? (т.е. почему одно слово обозначает два понятия?)

Почему, когда в какой-нибудь сказке говорят «взял и сделал», он же руками не берет! – Никита имеет в виду выражение «взять и сделать что-нибудь» - например, «возьму и опоздаю».

Почему во всех странах говорят по-русски? (в смысле: в каждой стране есть люди, которые говорят по-русски)

После весеннего лагеря много спрашивает про Украину (старший товарищ Егор был с Украины): А в Украине бывают землетрясения? Почему в Украине говорят и по-украински и по русски? Хорошо, что я говорю по-русски. Когда я буду в Украине, я буду  говорить по-русски. 

**
В тетрадке вчера было задание: в слово СОВА вставить О или У. Вижу недоумение на лице: «А» же надо! Я напоминаю: помнишь, иногда говорим «А», а пишем другую букву. Сразу сообразил: «О» нужно!» 





8 июня 2014 Лирическое и философское

Делает на полу «снежного ангела»:
- Никита, что это ты делаешь?
- Это когда ангелы в снегу запутываются.


Бесконечность – это, когда есть начало, но нет конца?



3 июня 2014
Обсуждаем зайку-зазнайку из одноименной пьесы С. Михалкова, что же он сделал плохо. Ну ружьё украл, ну в дом лисы забрался (хотя, Никита, говорит, что так им и надо злодеям). 

Еще один плохой поступок, это то, что заяц выкинул портреты бабушки и дедушки Лисы в печку. И тут Никита выдает оптимальное решение: «Надо было их сложить в тот же мешок, откуда он вынул свои портреты и потом Лисе отдать!»






30 мая 2014 Игра в пираты с папой 


29 мая 2014  Присказки и любимые выражения

Слово-паразит «короче» - явно взял у меня: Короче, у меня есть план!

Хочу ту кашу, которая в молоке плавает! (Гречневая)

А что у нас на йогурт (в смысле на десерт)?

Когда что-то не понял, говорит присказку собственного сочинения:
Я запутался, друзья, ганилейдо – ганиля.

А когда его «мучают», то цитирует конька-горбунка:

«Отпусти меня на волю погулять по чисту полю»


28 мая 2014  Читаем сами. Продолжение.

Также Никита читает симпатичную серию читаем по слогам. Тексты оптимальные, стихи легко читаются, единственное, что меня в ней раздражает – это деление на слоги и ударения – очень сильно замусоривает текст визуально. Когда уже бросят печатать такие тексты? Пока я не знаю ни одного родителя, кому деление на слоги и ударение (на каждом слове) помогали бы обучать ребенка.

27 мая 2014 Чарушины. Читаем сами.

Очень благодарна Наталье Ереминой, которая подарила мне серию книжек Евгения и Никиты Чарушиных (издательство Акварель). Некоторые книги читаю Никите я, некоторые Никита читает сам. Книжки маленькие, беру с собой в дорогу, читаем в метро. 

Не устаю удивляться интересу, который проявляет городской современный ребенок к рассказам о животных. Рассматриваем чудесные иллюстрации. 

Недавно Н читал рассказ про тетёрку и тетеревят, я его спрашиваю: «Никита, как ты думаешь, как называется папа тетеревят, если их мама называется тетёрка?» Никита мне выдал: «Тетёр», что в общем-то правильно с словообразовательной точки зрения.


Читая, во-первых, узнает много нового (А что, пингвин – это птица?), во-вторых, «анализирует» текст: «А почему про воробья не написали, про орла?»


24 мая 2014

Мартовское видео о том, как Никита вдохновенно «читает стихи» по рекламной брошюре замороженных продуктов. Сейчас уже подобного стихоплетства в играх не наблюдаю, скорее длинные сказки.


май 2014 Школьный концерт 

По сравнению с прошлым годом задора в танце у Никиты поубавилось, но и персонаж попроще – глупый гномик Виви из лялечного мультика. В день концерта Никита со вздохом сказал, что устал танцевать.



20 мая 2014 Про деда

За время пребывания русского деда очень привязался к нему. После его отъезда утешает себя, хотя и знает, что это неправда: «Он не улетел на самолете, он просто ушел в магазин».


В бассейне: нырнул-вынырнул, оглядывается «а где деда Виталя?» (Дед пошел плавать в большой бассейн) Сам себе бормочет под нос: «ну ладно, в бассейне деда Виталя не очень нужен»




12 апреля 2014

Мы очень любим книги по ОБЖ и психологии для детей «что делать если» (1 и 2я части). Действительно необходимая книга для любого ребенка и родителя. Для меня стала актуальна, когда пришлось объяснять почему нужно опасаться незнакомых людей. Там все написано понятно для ребенка, со смешными иллюстрациями.

Из «самостоятельного» чтения Никитой:
Что делать если ты умер сам, никто тебя не убил.
Что делать, если ты закончил книгу, но на самом деле на закончил.
Что делать, если доктора тебя порежут.
Что делать, если ты вылезаешь из пропасти и не умеешь вылезать.
Что делать, если ты не боишься кошмаров, но все равно еще ребенок.
Что делать, если ты читаешь правильную книгу.

Что делать, если проблемы с твоими котами.




11 апреля 2014 Читаем с мамой: Три мушкетера


Читаем мушкетеров (адаптированный вариант), главу про осаду ля Рошель. Никита пытается понять:
- герцог Бэкингем добрый или злой?
- Я думаю, он всё же на нашей стороне.
- А зачем тогда д’Артаньян воюет с ним?
Потом вспомнили, что д’Артаньян отказался брать подарки от герцога, когда приезжал за подвесками, т.к. знал, что скоро Франция и Англия вступят в войну. Решили, что иногда так получается, что «добрые» дерутся с «добрыми».

Читая книгу, постоянно сравниваем с фильмами. Например, что «фиолетового» Рошфора во французском фильме «скидывают в пропасть», а в русском нет. И что в русском фильме нету слуги Планше. И вообще, почему Планше так смешно зовут: пол (букв.перевод слова planché).


Мои впечатления о книге (РОСМЭН, серия Мастера Иллюстрации): Иллюстрации действительно замечательные (хотя Никите не особо понравились – «старинные»), пересказ неплохой (Дюруаля), хотя уже для 5тилетнего возраста можно и поподробнее. Например, выпущен эпизод, как Миледи отравляет Констанцию – поэтому в конце непонятно почему Миледи такая ужасная. Самый большой минус книги – отсутствие корректора, книга вышла, увы, с опечатками…

9 апреля 2014 Пищевые кричалки

Ма-ма-ма-макароны
Сосиска черная!

Невкусные комочки
Грязные как бочки.
**

Из игры в плеймобили: Супер-присоска, может убить даже мертвеца!

8 апреля 2014
Никита осваивает степени сравнения. Пока не всегда получается, но употребляет сравнительную степень часто, где надо и где не очень надо.
Самая классная, чем все.
Диплодоки большИе, чем другие динозавры?
Они (блинчики) уже менее горячие.
У меня самая большая ложка, чем у всех.
 ***
Я ищу никитины штаны и бормочу себе под нос, куда я их могла положить.
Никита осуждающе мотает головой и с лукавой улыбкой говорит:
- Как об стенку горох!
Я такой живописной речи удивилась, спрашиваю:
- Это ты мне или себе?
- Да тебе же! – И довольный собой, еще раз повторяет, - как об стенку горох!

В общем, не совсем впопад, но инпут чувствуется основательный (я говорю эту фразу, когда в десятый раз прошу Никиту одеться).

7 апреля 2014

Говорят, и это правда, что сейчас любую информацию можно взять в интернете.  Зачем к логопеду ходить: посмотрел видео, как звук ставить и сам ставь своему ребенку, а потом просто ищи упражнения и закрепляй. Распечатай упражнение по чтению и учи. Я так не могу. Не хватает педагогического таланта. Жалко времени на поиски. Я покупаю тетрадки более-менее успешные и занимаюсь по ним. Последними приобретениями довольна.

И потом, по тетрадкам сам ребёнок видит прогресс и объем работы, который он сделал, а распечатанные странички из интернета сразу выбрасываются, не к чему вернуться.

К логопеду с нового года ходим раз в неделю (вместо прежних двух) и чувствую, что маловато. С логопедической тетрадкой дело двинулось вперед. Никита, когда не торопится, проговаривает Ж и особенно Ш. Да и словарный запас накапливается. Выучили шашлык и шампуры (потом увидели в Кавказской пленнице и очень радовались), клюшку и шайбу

Иногда упражнения вообще полезные для ребенка, не проживающего в России. Например, изменить имена детей так, чтобы в них слышался звук Ш. Никита не ассоциировал Михаила с Мишей, Алексея с Алёшей, и тем более Якова с Яшей. Его словообразование даже не работало в эту сторону. Получалось что-то вроде Михаилиши.

Есть место и для творчества. Например чистоговорку ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у … (додумай сам) Никита с первого раза закончил: есть иголки у ужа. Посмеялись. Со второго раза получилось вообще: ЖА-ЖА-ЖА – у крапивы есть иголки.


От чтения стихов пока отошли, читаем по тетрадке из серии Ступеньки знаний. Разные задания типа найти спрятанное слово, изменить одну букву, чтобы получилось другое слово, награждаются веселыми наклейками. У нас эти наклейки прямо двигатель процесса, т.к. пока упражнение не закончили – я наклейку не выдаю.



6 апреля 2014



Никита стал счастливым обладателем уже второй книжки для детского творчества Андреи Пинненгтон. В этот раз про драконов. Настя, спасибо! 

В первую очередь Никита наклеил все наклейки, подписал все комиксы и нашел все различия. Вырезали меч и табличку с драконами. Остаётся еще много чего дорисовать и доделать. Отличная книга даже для тех детей, которые не любят раскрашивать картинки, и даже для тех родителей, которые не умеют/не любят делать поделки – все так просто и красиво, что сделать хочется.



5 апреля 2014  

Нашла запись пожелания выздоровления бабушке от Никиты и его папы. Папа давал инструкции на французском, Никита переводит сказанное папой на русский. Меня к тому времени уже нет дома несколько дней. Никита перенимает акцент Камия, говоря на русском. Текст послания:


Привет! Ты, кажется, баба Алла, очень будешь чинить свою поломанную ногу.



4 апреля 2014 
Вспоминаем сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Пузырь лопнул, соломинка переломилась, лапоть течением унесло. Н спрашивает: «А почему у них у всех в конце проблемы были?» Я посмеялась и задумалась: ну с пузырем все понятно – он смеялся над чужой бедой, вот и лопнул, но остальные то что же? Поспрашиваю у народа…

30 марта 2014  
Н топчет свою рубашку.
- Никита, что ты делаешь?
Смущенно улыбается:
- Я привидение убил.

Из бесчисленных рассказов про драки самураев, франкенштейнов и т.п.:
- …ему отрубили голову, но он не умер.
- Как это он не умер?

- Ну времена были волшебные, супергеройские.

28 марта 2014  
Уточняющие вопросы
Водяной – это русалка-мальчик?
Золотая рыбка – это рыба-джин?


Ребенок не из северных широт, задумчиво: Как эти тряпки называются? А.. варежки…, это чтобы если упал, чтобы руки чистые оставались?

25 марта 2014  
Обсуждаем, что Заходер в своей Мохнатой Азбуке не написал о животном на букву Ы, потому что таких нет. Никита: «А я придумал,… Ындюк!»
**
Я спрашиваю у Никиты:
- Ты с девочками в школе играешь?
- Нет, они неинтересно говорят.
**

Когда я, случайно задумавшись, откликаюсь Никите на французском: oui он смеется – ты что по-французски мне говоришь!

7 марта 2014     Читаем с мамой. Левитан Сказочная вселенная

Как только я увидела эту книгу в продаже у АниДунаевской – сразу ухватилась за неё, несмотря на дороговизну, и преподнесла своему чаду на день рождения.

Это объемный подарочный вариант книг Левитана- советского автора детских книг по астрономии с отличными картинками на каждом развороте. Наша книга состоит из трех отдельных частей: Тайны нашего Солнышка, Солнышкино королевство, Мир, в котором живут звёзды. Мы пока что прочитали первую часть. Чтение было не из легких, но интересных, заставляющих ребенка думать. Никита выдавал вопросы типа: Солнце и на планете Земля и в космосе? А почему солнце на может упасть на Землю?

В книге папа показывает своим детям простые опыты: смоделировать, как солнышко светит на землю утром днем и вечером и какая от него падает тень, как работает азбука Морзе…Так что мы постоянно вскакивали с постели и кидались делать опыты.

Некоторые главы «по теории» были легкие. Никите, например, очень понравилась глава «Велико ли солнышко?», мы перечитывали несколько раз, там мальчик не может догадаться почему на земле самолет большой и в небе маленький. А вот про устройство атома и о том, что солнце состоит в основном из плазмы, и что такое плазма, было из темы: «Мама, а ты с кем разговариваешь»…

В конце части была «проверочная» глава в которой гном Недоучкин рассказывает нелепости про солнышко – тоже со смехом перечитывали несколько раз. Несмотря на сложность теории местами, Н понял такие вещи как почему на солнце не может быть твердого железа.
После нескольких чисто литературных книжек вернемся следующим частям нашей «…Вселенной».
7 марта 2014

Никита приглаживает свои свежестриженные, еще влажные волосы перед зеркалом и бормочет: «как Жанна д’Aрк»





4 марта 2014 Читаем сами

Во время каникул за неимением под рукой книги для самостоятельного чтения взяла Сказки по телефону Дж. Родари из серии Читаем Сами. Рассказы слишком объемные еще для никитиного возраста, но по содержанию интересные. Мы читали по очереди, я просила Никиту следить пальчиком, пока читала я. Это распространенный в школе и полезный прием (развивает процесс чтения про себя), но почему-то пока «не прижало» - я им не пользовалась.

Сама книжка мне нравится – рисунки моего любимого Канивца, большие буквы.

2 марта 2014

Сегодня наблюдала за двумя билингвами: брат 7 лет и сестра 5 лет. Между собой они говорили у нас дома на французском. Я спросила у их мамы всегда ли это так. Оказывается, в присутствии папы они между собой говорят на французском (что и было в нашем случае – целых два франкоговорящих папы), а если только русскоязычный носитель рядом (их кузен, например), то они общаются исключительно на русском.

25 февраля 2014
Вялимся на каникулах в Ньонсе, я достала домино. В домино по правилам, как и во все игры с правилами, Н играл неохотно, зато его увлекла идея эффекта домино. Посмотрели несколько видео на тему в ютюбе. Н делает также цепную реакцию из игрушек как вот в этой рекламе. 

Не по-настоящему, а помогая руками. Достали вторую коробку домино – стали ставить доминошки, чтобы их красиво свалить. Занятие это медитативное – я стала читать стихи, Н как раз спросил у меня, что написал Пушкин. Потом говорит: « теперь я буду читать стихи». Жалко, что под рукой не было чем записать, потому что «стихи» получается у него складно, ритмично и даже лирично с выражениями типа «он был неправ».


Одна из последних находок – аудиосказка Усачева «Малуся и Рогопед», слушаем с удовольствием, главу про ломашек переслушивали уже раз пять.







21 февраля 2014

«Эва, у меня отличный план: ты мне поставишь посмотреть драки мушкетеров, а я тебе разрешу пострелять у меня в тире» (воображаемый тир, где Н устанавливает плеймобильчиков и в них надо «стрелять») – мама об этом только и мечтала!

Никиту волнует, как это люди жили до изобретения электричества: «во времена ковбоев было электричество? А во времена мушкетеров?»
Смотрит трех мушкетеров: «На самом деле у них есть электричество, это в наше время кино снимали».

Мне нужно обращать внимание и поправлять Никиту по видам глаголов, а то сплошные: «Я буду открывать коробку и они будут просыпаться…». Самое главное, что я уже сама не всегда замечаю эту кальку с французского.

Обзывалки:

Когда Н хочет меня подразнить – то я «толстуха» (васина школа), когда приластиться - то «эвочка-любимочка».

12 февраля 2014
Коллективное подсознательное
Я ушла на семинар, Камий принимал учеников у себя в комнате, Никита должен был один сидеть в большой комнате и играть. Вернулась я часа через 4, дома, конечно, как будто Мамай прошел, на столе лежит смотанный Камием комок бумажных салфеток. Ну, я у сына так
дружелюбно интересуюсь:
-Никита, зачем ты размотал рулон бумажных салфеток?
- я вокруг меня, где я играл, так сделал, чтобы мне страшно не было.

Никита, действительно, боится оставаться в комнате один. Я сразу про Вия вспомнила, про очерченный круг. Такого мы ещё не читали, «не проходили». Откуда? – Наверное, вот оно, коллективное подсознательное.

10 февраля 2014
Разговорчики в средней группе католической школы:
Когда женщин еще не было – их бог не изобрёл - супергерои уже были!

Побеседовав с мужем, мы подумали, что высказывание мальчишек имеет смысл, ведь Олимпийские боги – это те же супергерои, а супергерои – это современные боги…

**
Спрашиваю сына:
- Кто живет в будке?
- Телефон, -  отвечает. Что ж, резонно!

6 февраля 2014

Никита, купаясь в ванне, попросил подать ему уточку и, получив, самозабвенно закрякал по-французски: «Quin-quin (куэн-куэн)» А я задумалась: мы с ним все детство «крякали» по-русски, как же сильно влияние внешнего языка, что, «крякая» на нем гораздо меньше (только в садике и школе…), он все-таки спонтанно выбирает «крякать» на нем. Много, много усилий нужно прилагать родителям, чтобы и домашний язык имел право на существование.

Интонационное усиление у Никиты идет французское: там, где русский сказал бы Не-е-ет! У Никиты выходит на французский манер – не-Т! (с четкой, «звонкой» Т)

3 февраля 2014

Обсуждаем мультик «Ну, погоди!»
- А такая страна есть? (в смысле страна зверей).
- Нет, отвечаю.
- Нет есть, это такой остров около Новосибирска. Там зверей научили стоять на двух ногах и носить одежду. Это Наполеон придумал. Когда он был маленький, он очень любил мультфильмы про зверей. В этой стране только нет жены волка и зайца, она его съела.
- А как же волк без зайца?

- А у него теперь другой заяц есть, он с ним все время дружит.

30 января 2014
Никита: А сейчас я тебе спою песенку:
«Я люблю пирог. Знаешь как?... Ой, лучше спою по-французски.» И исполняет известную французскую детскую песенку про galette (словарный перевод - лепешка, но скорее это пирог): J'aime la galette 
Savez-vous comment
Quand elle est bien faite
 Avec du beurre dedans.

Я помогаю: Люблю я лепешку, знаешь какую? отлично выпеченную и с маслом. И похвалила за попытку перевода, сказала, что может песенки спеть мне и на французском.
Вечером того же дня Никита все же выдал свой вариант «galette », назвав ее колобком (действительно, французский колобок - это та самая galette) и перефразировав, но близко к оригиналу.


Также рассказал мне историю про мальчика, которую им читали в школе. У нас вышел спор по поводу того, что мальчик не хотел «брать душ» (принимать душ по-французски prendre la douche букв. именно «брать душ»), я поправляю: не хотел купаться. «Нет, брать душ», подумав, возражает Н. Тогда сговорились на варианте «принять душ».

Как прошел день рождения Никиты

День рождения с друзьями прошел замечательно и для меня и для Никиты. Камий напек пирогов, наставили «хватательной» еды детей вроде поп-корна и морковки, в общем, с едой не заморачивалсь, гости, наверное, ушли не слишком сытые. Я попросила все семьи подготовить спектакли. Никита с воодушевлением выбрал и репетировал со мной сценку по мотивам комикса Дяди Коли Воронцова «Пап, а тебя в школу вызывают». Никита не мямлил под нос как иногда бывает со стихами, дети смеялись, это самое главное. Анины девочки придумали спектакль «Подарок для Никиты», Алексей сам сделал кукол (пирата и рыцаря) и показал придуманный им спектакль, Оля (мама Насти) принесла, как всегда, целый театр и показала «Сказку про непослушного мышонка» - все завороженно смотрели, потом велела детям делать продолжение как спасали мышонка от кошки. У Никита была интермедия про медведя и лошадь, которая ела кашу, немного в стиле «падал прошлогодний снег».
Еще Никита мечтал, как покажет всем видео «What does the fox say ?» (Все сядут вот сюда и мы посмотрим What does the fox say). Дети смеялись и попросили поставить второй раз.
Потом, насидевшись дома, бегали по двору и играли в вампиров и в прятки.

Стася с мамой прислали вот такой видео-подарк:




Мы не насмотримся. Никита и радуется, и плачет оттого "что он был маленький". Его, наверное, гнетет проблема быстротечности жизни человека, т.к. он часто просит меня рассказать о том, что "сначала ребенок маленький, а потом растет-растет..."

Комментариев нет:

Отправка комментария