ВВЕРХ

3 года

22 января 2012, Никите 3 года
В ванне: «ты наплавался, мыть тебя?» «нет, не наплавался».

Смотрит «маленьких Эйнштейнов» на АНГЛИЙСКОМ языке и отвечает на их вопросы (да, нет).
НА день рождения подарили плеймобили, проснулся, говорит: «буду в автомобили играть».

1 февраля 2012
Мажу Н заветренные губы гигиенической помадой: «Ты мне клеем мажешь?»
Спросонья услышал меня: «мама, ты не будешь на работу?»

4 февраля 2012
Играет с плеймобилями: «где топор? –там!- я его не вижу!» БАМ, шумы выстрелов… Ой телескоп выключил, как раз, опять рисунок, пам пуф. Паф!» что-то полетело, «паф». «Стих родился новый» «Паровоз?» «тууу» «что за паровоз умный?» «А где скелет?» «БАМ, скелетом по голове!» «Теперь я пойду что?» Подобный поток речи может продолжаться минут 20.
Чуть повышаю на него голос: «мама, прекрати меня ругать.» «я больше не буду плакать». И правда старается не плакать. Чтобы его пожалели: «Вытери мне слезки!».
Проснулся со мной в 6 утра, глаза еще не открыл, но уже пошел играть.. Несколько минут спустя: «мама, открой мне глазки!»
Возмущенно: «носочек улетел!» - носок спал с ноги. Любит быть чистым и сухим, возмущается если мокро. Случайно описал штаны, не может идти, кричит: «подожди, мокро! подожди, мокро!»
Просит по вечерам «сосочку-трампампосочку» (бутылочку с молоком).

14 февраля 2012
Никита танцует под песни из Острова Сокровищ, изображая из себя пирата. Хочет «деревянную ногу» и «один глаз». Если не хочет слушать какую-нибудь песню, дипломатично говорит : «я уже слушал».
Также хочет поехать в Египет. Мы сказали, что пока не сможем поехать в Египет, но сможем поехать в Лувр, посмотреть на иероглифы, когда пройдет ветрянка. «Мама, у меня ветрянка прошла, поехали в Лувр!».
Проснулся в выходные. Мы еще просыпаемся. «Мы в церкви! Вон Исус Христос (на дрыхнущего Камия) Я – маленький Исус. А ты мама кто?» «я не знаю..ты- лежащая статуя» на Пылинку: «это статуя собаки». «И картины какие красивые … (как будто вверху что-то) Я ангелочек, у меня крыльев нет».

17 февраля 2012
- Мама, я маленький?
-  Да.
- Пойду посмотрю в зеркало.
Говорит, что нам делать: «Мама, надень майку» «мама, оставь вот эту» (я хотела снять ободок), «мама пойдем ложится в берложку, тебе там хорошооо будет». Я ему всегда предлагаю закопаться в берложку, когда он устал.

19 февраля 2012
Иногда узнаю подробности жизни в садике. «Никита, ты какаешь в садике?» «Нет. Давид покакал и мы на какашку Давида смотрели».

24 февраля 2012
- Мама, ну не поий? (я пою)
- Почему?
- Ну я же читаю…

Вчера опять была стычка по поводу русского языка в яслях. Буду звонить напрашиваться на встречу с директором, чтобы мне больше не говорили, чтоб я в яслях говорила по-французски с ребенком.
Вечером того же дня: поговорила с директрисой, в шоке от ее уровня культуры. Говорит заученные фразы, что они за множественность культур и рады принимать детей, говорящих на разных языках, но надо говорить по-французски. «А то вдруг Вы пришли и ребенку говорите: «Ну, как эта дрянь (это я еще хорошее слово поставила, в оригинале вообще нелитературный вариант был) сегодня с тобой обращалась?»!!!!! На мой осторожный комментарий, что это, вообще, дискриминация, взорвалась и сказала, что я могу звонить в любые инстанции, а ей по барабану… Я, в таком случае, ей посоветовала вставить в договор с родителями оговорку про запрещение родного языка в стенах яслей, она сказала, что это хорошая идея, и она это сделает! Ну о чем с такими людьми говорить!!! Чтобы завершить на хорошей ноте, Н все-таки еще 6 месяцев ходить, сказала, что буду переводить все, что я скажу, и что скажет Н, но говорить на французском с ним я не буду.

Кстати, о французском, Никита меня как будто не слышит, когда я говорю по-французски. Едим. Я, задумавшись, говорю ему : "C'est la couronne". Он смеется, "нет, это не слон, это же корона" – т.е. даже не понял, что я обратилась к нему по-французски.

Начал пересказывать: пересказывает мультики, которые видел, рассказывает мне какие-то сказки и песенки, которые они слушают в яслях. Причем, примерно так: "знаешь, такую сказку, про волка и сосиску, которая упала в море?" – нет. Начинает рассказывать наверное наизусть со всеми шумами сказку (или песенку – что-то рифмованное во всяком случае) на фр. И потом как бы перевод-пересказ мне на русском, и потом: вот такая сказка.

Вчера первый раз смотрел капитана Вргунгеля, многое мне рассказал, (я с ним не смотрела, но прямо картинки вставали перед глазами): собака-вертолет, мужик со статуей потерялся, злодей курил сигарету, капитан Врунгель и белки...

Я рассказываю Камию что-то за ужином, и слово "перловка" выпало из головы (мы как раз ели перловку). Н. даже не учавствовал в нашем разговоре, на мой риторический вопрос: "ну как это называется?!!!" – спокойно отвечает: "перловка".

25 февраля 2012
Никита, ты на кого-то обиделся?
- Да, на папу… он меня в садик все время отводит…

В данное время не хочет играть с папой, все время ко мне «мама, отпусти меня (его папа тискает)», «к нам!».

27 февраля 2012 Никите 3 года и 1 месяц


Никита осознал опасность метро и очень боится, до истерики. "Не на метро! Мы не на метро?"- упрашивает нас. Вчера предложил мне: "я не хочу в новую библиотеку ходить!" – "Почему, тебе не нравится, как библиотекарь читает сказки?" "Я хочу там, где книжка про Маквина, там не на метро!" (Местная библиотечка, куда мы ходили раньше пешком)

10 марта 2012

Тебе помочь, Никита, поесть? (Никита грустит над тарелкой). «Нет, я лучше дуть буду».

Дошел до конца книги: «опьять конец?»

Делаю комплимент Кантану в садике: «как ты вырос!» Кантан улыбается. Никита беспокойно: «мама, я маленький?» «А ты как хочешь быть, маленьким или большим?» «Малюсеньким!»

11 марта 2012

Купила книжку на vide-grenier (межсоседские ярмарки-распродажи) про сказочные существа. Никита очень испугался во-первых истории про мышку, которая дарит подарки за выпадшие зубы. Именно факта, что выпадают зубы: «мама, у меня зубы не выпадут», потом испугал одноглазый циклоп. «Не хочу эту книжку, не нравится, не люблю книжку про фантастических существ!» Весь день вспоминает про нее, мы ее убрали далеко-далеко, переспрашивал убрали ли мы книгу, а также переспросил «не выпадут ли у него зубы». Даже заранее непонятно, что его может испугать, т.к. про приведения и ведьм читали совершенно спокойно и про кровожадных пиратов тоже.

С метро дела получше, уже нету истерики, просто беспокойство и нежелание ехать на метро. Даже храбрится: «пойдем на метро!».

С Сашей не играет, сегодня «выпроводил» его: «Саша, отправляйся домой!» «Пока».
Лепили из пластилина: сначала играли с формочками, потом попросил вылепить попугая, потом гнездышко и в нем птичку, а потом… созвездия: дракона, скорпиона, сам «вылепил» малую медведицу, я предложила созвездие Ориона, т.к. помню, как выглядит…

Играет с рыцарями и плеймобилями, но немного по сравнению с чтением книг.

Поиграли в школу с кубиками Зайцева, не хочу настаивать каждый день, так что играем, когда расположен, очень выручает говорящая свинья-диктофон, она все время «ошибается», Н хохочет.

13 марта 2012

Кажется, вчера Никита прочитал свое первое слово. Мы читали Сказку Д.Хармса, и вдруг Никита говорит: «а кот сказал ой!» Откуда ты знаешь? – на картинке у кота в пузыре диалога действительно написано Ой! Никита ткнул пальцем в «ой» Ты прочитал? Да. Так что не знаю, прочитал ли, или я может в прошлый раз, рассматривая картинку, прочитала…

«Пойдем в далекий парк!»
«Ну давай, только домой зайдем, папу позовем»
«Нет, мы два пойдем (показывает пальцы). Один – это я, а два – это ты».

Камий занимается своими делами. «Папа я не слышу тебя, твой голос».

Заметила, что больше не говорит про себя «Никита», а говорит «я».

17 марта 2012

Про Никиту: ему привезли тетрадку "Учим буквы", автор Олеся Жукова, там буквы-наклейки, и вот сейчас Никите очень нравится наклеивать буквы, он конечно, по большей части наклеивает не куда надо, но логика у него своя есть: Например в слове ГОРЫ надо было наклеить букву О, но он наклеил букву Г, получилось ГГРЫ, как он мне объяснил Г и Г. Так у нас получились ООТЫ вместо КОТЫ.

Рассказываю Никите про Филипка (историю хорошо знает, книжку читали). «Мама, не рассказывай мне эту сказку, это для взрослых». (Он не согласен с тем, что Филиппок хотел идти в школу, считает, что ему бы лучше остаться дома с мамой).

Не помню, писала ли, шампунем «щипно».


19 марта 2012

Никите очень нравится рассказ про Сашу и Машу, как они на кровати-корабле плывут в Америку. Н играет на большой кровати, и в своей, что он плывет в Америку, иногда в Чикаго. На вопрос, что он там будет делать, отвечает по-разному: «Буду чай с Микки-Маусами пить» «буду индейцев бить».  Уговариваю его индейцев не бить, но после Тан-Тана трудно убедить не драться с ними.

На французском поет pirouette cacahouète.Изобретает новые слова в песне «voiture est cassé et on l’a réparé; j’ai les abeilles dans les oreilles; Quentin s’est fait piqué par la fourmi. » (машина сломалась – ее починила, Кантана укусил муравей).

24 марта 2012

Наш поход в Дисней окончился, к сожалению грустно. Никитке прищемили пальчики в туалете. Нас отвезли в больницу на рентген. Н переживает лучше ситуацию, чем я: «Не хочу больше пальчики прищемлять. Не будем больше пальчики прищемлять. У меня правая рука не болит, а левая болит».

Охоту к Диснею происшествие не отбило: «Мама», - сказал он мне в больнице, - «мы забыли покататься на Питере Пэне».

Чувство иностранного языка: после аттракциона «its a small world », пел песню Чаггинтонов на «английском» языке. Потом требовал смотреть их, потом я предложила Эйнштейнов на английском, он с радостью согласился. При чем я думаю, что Чаггинтонов захотел посмотреть именно из-за песенки на английском.

3 апреля 2012

 Никита канючит, что не хочет в садик завтра. Я говорю ему: "Ну, ты что, хочешь дома один сидеть?" "Нет. Мы все будем дома: и мама, и папа."

6 апреля 2012

«У инопланетян на голове дирижерские палочки» - рожки.

- Никита, ты не сможешь играть в парке с опилками, мы забыли тебе пластырь на пальчики одеть.
- Я буду одной рукой играть. (и как я не додумалась!)

10 апреля 2012

У нас в гостях были Игорь с Лизой. Никита просто влюбился в Лизу. Любовно заглядывал ей в лицо и говорил нежно: «Лиза!»
Я пригласила наших собирать яйца на Пасху. В толкучке детей: «Мама! Где Лиза?» Потом находил ее, гладил по ручке: «Лиза!» и уходил по своим делам.
На поиск яиц пригласили всех наших друзей: Сашу, Лелю, Роню, Беренику, Алексея с близнецами и Лизу. Прошло все очень удачно несмотря на плохую погоду и мало места.

Любимая тема разговора – Диснейленд. «Мама, расскажи про Пиноккио!» и сам же: «Там есть Пиноккио в клетке, там Карабас Барабас, там страшный Кит с зубами» «и там еще висят сокровища.» «Я даже в Пиноккио глаза не закрыл». «Теперь я расскажу про Питер Пэна. Там пират с мечом и там они драятся» - дерутся. «Там скелеты пьют ром, там коза на веревке, а там вообще Джон Сильвер, который делает вот так».
Каждый день ходим на сайт Диснея смотреть на аттракционы.

На вопрос «Как тебя зовут?» «Ты кто?» - «я солдат».
На вопрос «Где ?» (находится что-либо…)- неизменно «в той стороне»
Очень любит петь «по-английски». Shaun the sheep, Chagginton, it’s a small world.

14 апреля 2012

Структура фразы часто французская: «Папа, где?» (papa, il est ou?)
«Ты носки снимай мине» – нет эллиптических фраз, всегда есть подлежащее.
«Нет, жираф, он не вытащится».

Смотрит картинку, где фея приносит игрушки послушному ребенку и кошмары непослушному. Я спешу утешить своего чувствительного сына: «Никита, ты себя хорошо ведешь, тебе фея кошмаров никогда не принесет». Никита задумчиво: «и игрушек мне фея не приносит».

Никита все так же хорошо интересуется буквами. Играем в «школу» с кубиками Зайцева, не очень регулярно, регулярнее пишем словам мечом на плакатах. Пока что только просит писать, сам не хочет. Сегодня писали на манке буквы по совету Ани.

Что мы написали сегодня мечом (писали очень долго, вот самые удивительные фразы)

Меч упал и не слышит.
С добрым утром.
Буква Ф и буква Ё
И какой-то (очень настаивал) замок навельштайн – позже до меня дошло (бедный ребенок!) – вансенский замок.
Меч в камне в Диснейленде.

- Мама, давай позвоним опять бабе Алле (только что говорили по скайпу).
- А что мы ей скажем?
- Как хорошо, что мы подружились!

21 апреля 2012

«Достань пантюрку»! – забыл слово краски, всплыло слово peinture.

Рассматриваем книжку с пиратами – большие картинки со множеством деталей. Я глянула, прокомментировала. Потом уселись поудобнее, я начала описывать картинку. Никита возмутился и сказал что-то вроде: «Не ты рассказывай, пираты говорят!»
Т.к. первый комментарий я прокомментировала «прямой речью» одного из пиратов.

15 мая 2012, Никите 3 года 3 месяца

Занимаемся стихоплетством. По образцу «Ну дела, подумал Лось
                                                                       Не хотелось, но пришлось»
Один из самых удачных стишков Н:
«Ну дела сказал медведь,
Что-то там такое обалдеть»

А самое популярное:

«Ну дела сказала какашка,
Не хотелось, а танямашка»

Туалетная тема весьма популярна, папа научил туалетной французской песенке
«Quand j’étais petit je n’étais pas grand...»
Которая декламировалась к огромному удовольствию Омы и Люсиль весь отпуск.
Я порицаю.


- Что вы ели в садике?
- компот, (поправился) пюрешку, печенюшку и пататку (картошку).

Уложил человечка в постельку, рядом спайдерменом трясет: «У него сон, у него страшный сон!»

Я делаю с мамой йогу вместе с видеозаписью. Я смотрю первый раз и встаю как-то не так. Никита наблюдает за нами, подбегает ко мне, стучит по коленкам, которые не выпрямлены, кричит: "Не так! Не так!"

Когда читает книжку, все герои у него на данный момент любят снимать одежду. "и мыши сняли одежду"...Смотрит, как женщина по телевизору одевается: "Она снимает одежду?"

Пробуем играть в домино. Немножко получается, Никите больше хочется забирать доминошки, чем их отдавать.

«Фелебабашня» - Эйфелева башня

- Вот полесенка! От слова «по лесенке».

Уже два месяца играет в Диснейленд:
- А сейчас на Пиноккио поедем, но будет темно!
- А сейчас на Питер Пэне. Барабас живет в Питер Пэне, но он деревянный этот Питер Пэн. Капитан Крюк сделал гнома, чтобы убрать деревянный человечек. В этом Питер Пэне Пиноккио живет.
Причем мультик про Питер Пэна совершенно не впечатлил.
***

-Ну пойдем спать!
-Нет, я еще дисней показываю, its a small world, там индейцы живут добрые и злые. Наверное добрых индейцев и злых убрали уже.
- Почему?
-Они, наверное, хотели делать песок.

Поет песни на английском: «Yo ho Yo ho pirate’s life for me!» и «It’s a small small world».

- На Базе покатаемся два раза, на small world один раз, на Маквине 10 раз!

Зовет меня Эва. По моей просьбе мама Эва.
Ночью. Ворочается.
- Переверни меня!
Мама (баба Алла) встает, - сейчас переверну!.
- Нет, Эва!

- Хочу молочка тепленького, беленького! (прилагательные на фр. лад довольно часто после сущ.)

На море в основном интересовал пляж с песком. При этом Н не выносит грязи, бегал за нами, просил «вытереть ручки салфеткой». Мы ему объясняли, что на пляже все в песке, но если он хочет, то может пополоскать руки в море.
Н оборачивается в сторону моря и, уточняет: «Это море?»

Я утешаю Никиту, покусанного комарами, говорю, что если мы их увидим, то побьем.
Никита с чувством:
- Комары рыдать будут!

«Ты че будешь идти?» (Ты куда идешь?)

«Открывай меня» (мне). «Хочу к тебя». (к тебе)

«Я нарисовался» (в смысле достаточно порисовал).

- У Жады попки нету. И у тебя попки нету?
Я не уверена, о чем это Н, спрашиваю:
- А у Эстебанчика?
- У Эстебанчика есть.
Ну все понятно. Ома популярно объяснила, что у девочек нет zizi, а у мальчиков есть. Н поделился со мной своими наблюдениями.

19 мая 2012

«Это была его обломка?» (корабля)
«Кожемяка, он как хамелеон?» (по принципу кожи что-ли?)

22 мая 2012

 - Когда богатыри были маленькие, у них игрушки были!
- Богатыри хорошие? Богатыри умеют читать? - отвечаю, что не все.
- Алеша Попович умел читать? - к счастью для меня, он как раз и умел, так что честно отвечаю, что да.


Играем дома в гольф. Никита бегает вокруг меня, приговаривает: "я же мальчик!" не понимаю, о чем он, пока он не говорит: "черную, я же мальчик!" - оказывается, он хотел черную клюшку, а не розовую.

Играет с папой в плеймобили:
- Je стрелять que sur le dragon! (Я [буду] стрелять только по дракону)
- стрий pas! (не стреляй)

 Вчера читала Н стихотворение Хармса "Летят по небу шарики", он давно его знает, но только вчера спросил, что такое "шелестят".

23 мая 2012

Продолжение размышлений о богатырях:
- А богатыри в садик ходили? А солдаты?
Кажется, я сказала, что садиков раньше не было.

26 мая 2012

«Плакная рожица» (заплаканная)

Камий приходит домой, спрашивает про Никиту, который сидит в своей кровати, смотрит книжки, его не видно.
-Где Никита?
- Он в школу ушел (я отвечаю Камию)
Через минуту Никита смеется:
- я не в школу ушел, ты шутишь!!

Опять богатыри.
- А богатырей в Париже нет?
-Нет.
-А разбойники в Париже есть. (Даже не вопрос, а утверждение, т.к. мы ему показывали, где живут разбойники- неблагополучный район).


27 мая 2012

Гости уже ушли, один Янчик ползает по полу, пока Аня собирается. Усталый Н: «Этот ребенок тоже уходит?»  Тут хлопает дверь, Н ревет – подумал, что нам Яньку оставили.

Вчера возвращались из парка, Лена, мама Алексея нас подвозит. Я не предупредила Н, что едем домой. Н видит свой дом – начинается истерика: «Не хочу в эту квартиру!» «Хочу жить у Алексея!»

31 мая 2012
- Семечки, это еда?
- Да.
- Их плюют? (Откуда такая информация во Франции и в нашей семье? – удивительно)

2 июня 2012
«Я черезпрыгиваю».

 Н "читает" книжку со стихами собственного сочинения:

Крокодил он добрый
Все равно он злобный.

Краб нашел сухарик
Все равно он барик.

И сам себе объясняет: "Барик - это такой солдатик".

6 июня 2012
Слушаем сказку: «Прилетела мудрая лесная птица…»
- Мокрая? Она мокрая? 
***

В бассейне пузырьковая ванная. Н хлопает по ним: «я иллюминаторы бью». Почему? Загадка.
***
Зачарован змеей коброй. Смотрим в интернете изображения кобры.
***
Недавно я сказала, что не знаю чего-то. Никита предложил: «ты посмотри в интернете».
***

Про всех спрашивает добрый ли он? Медведица, она добрая? Иногда вопрос принимает форму сомнения: Лев не съест? В общем категории добрый-злой, съест-не съест. Динозавры например, которые листья едят – добрые, а которые «мясо и других динозавров» - злые.

10 июня 2012
Не владеем вопросами «где и куда»
«Папа пошел к что?»
«Ома уехала где?»
«Пираты с бродягами драются»…- новые слова в репертуаре бродяги и гладиаторы.

13 июня 2012
Н в Ньонсе. Выдает перлы. Смотрели с омой книжку про приведение, Ома впечатлилась, когда Н выдал: «Il a disparu dans la nuit» (Он исчез в ночи). Купили мороженное ледышку Н сказал: «Cest dégueulasse» (Какое противное!)

22 июня 2012

Приехал из Ньонса, был там полторы недели:

"Давай я тебе сыграю кусочек музыки"- перевод-калька (morceau de musique).

Играет: "Трактор попал в аварию, гуси, как это называется... клювом толкнули его в водопад".

Изречения в Ньонсе: "il y a beaucoup des montagnes ici, je vais les toutes casser!" (Сколько здесь гор – все поломаю!)

Засыпаем: " В Париже кошмаров нет?"



23 июня 2012
Н слушал песенку про мамонтенка – спросил, что за песенка, я поставила ему мультик. Никита смотрел сквозь слезы, спрашивал, хороший ли морж, нет ли акулы и крокодила в море, в общем, наверное не мог понять почему ему грустно. В конце мультика я спросила его, почему он так расстроился, ведь мамонтенок нашел маму, Н разразился слезами. Потом мы его утешали, а Никита сказал, что он (Никита) плохой и злой. –непонятно…

24 июня 2012
Читали сегодня про оловянного солдатика, т.к. рекомендуется для возраста. Вообще я считаю, что он слишком чувствительный для этой сказки. Посмотрел картинки, спросил нет ли акулы или крокодила в книжке. Спросил деревянная ли нога у солдатика. Я объяснила, что просто у него одна нога. Все, что сказал пока по сказке, это то, что шут злодей и дурак (популярное слово в настоящий момент).

Играет: «там был ураган и солнце упало вниз, а луна зашла и стала у них ночь. Стала у них скандинация, это такая школа. Там гроза целый день. Опять сломалась скандинация».

Смотрит на картинку, на которой изображена коза в сарафане. «Это коза? Она в костюме человека».

Вообще у Н период, когда он хочет, чтобы все были добрые и хорошие. Вчера на праздника средневековья на каждого монстра и страшилище надо было десять раз сказать, что он хороший, хотя и страшный. Все наши диалоги были примерно следующие:
-Это монстр на ходулях?
- Да.
- Он добрый.
- Да, он добрый. Все, кто пришли сегодня на праздник – добрые, хотя и страшные или некрасивые.

28 июня 2012
«Троллейбус это такой автобус?»
«Прокаженные, они добрые, у них зубки болят» (впечатления после праздника Средневековья).

1 июля 2012
«Хрю!» - хрюкает Н. – «Слышишь голос?»
«Да»
«Это свинья!»

«Так дело не пойдет» – любимое выражение.
«Я его пинаю» = когда кто-то не нравится или плохой в книжке.

4 июля 2012
Пытается сказать скороговорку: «расскажите про покупки про какие про покупки…» - и признается сам себе: «не получается»…
Сегодня читаем книжку, говорю: «расскажи мне про дракона»… -  Н продолжает в стиле скороговорки «про дракона про дракона».

5 июля 2012
Началась эпоха вопросов.
«Стрекоза - это насекомое?»
«Жаба кусается? Стрекоза кусается?»
Смотрит на Петера из сказки А. Линдгрен и сам с собой: «Он пират? Нет, рыцарь» - и правильно ведь подумал!!!
«Голландцы едят зверей?»
«Гальцы, Никита? (про них картинка) – Нет, не едят» кстати, не знаю, почему так ответила, машинально.
Н тут же объясняет своему попугаю: «они все добрые!!!»
«Это парк- амисата, это парк-гигон, он для взрослых, он тебе понравится! парки Ганона для маленьких детей, но он закрыт, этот парк. Парк гачес для взрослых, мы туда не пойдем. Это Гадонел. гадонел, это гадость, это для взрослых детей.»

8 июля 2012
- Никита, давай почитаем «Оловянного солдатика»!
- Нет, я боюсь тролля, крысу, рыбку! (Короче, всех в сказке)

Играет в злодея: «Я плохой, а все добрые!»

Никите мешает, наверное, этикетка на майке: «Меня бабочка за спину тянет!»

Катались в Диснее на Питере Пэне, я говорю Никите: «Смотри, под нами Лондон!»
Вчера, уже несколько месяцев спустя, смотрит мультфильм Питер Пэн, кричит: «Это под-нами-Лондон!» Услышалось ему как единое слово-название.

«Циклопедия» - какое-то страшное место, связанное с циклопом. Наверное услышал слово энциклопедия сегодня утром, когда я говорила по телефону с сестрой. Объяснила ему значение слова – посмотрим, как будет употреблять.

Лагерь в Словакии июль 2012
По вечерам, когда у цветочного костра делимся впечатлениями, Н рассказывает подробные истории. Вчера ему понравилась "какая-то которая кусалась" из спектакля про Мумми-тролля, сегодня подробно рассказал про насекомого "Уси" которую укусил паук, и которая забралась в нору и т.п...
Сегодня у костра экал мекал, что-то про дракона, яму, кто-то там где-то спрятался и про купить игрушки...но говорил, не смущаясь, инфинитивами, повторяя речевую конструкцию старших ребят: "мне сегодня понравилось строить, играть..." у Н выходило: "спрятать, купить..."
Видео: Лагерь в Словакии, Никита мастерит игрушки.

Вчера ездили в сказочный городок. Смотрели замечательный спектакль в кукольном театре. Показывали сказку, страшенного медведя, потом куклы король и жених договаривались о чем-то, жали руки, за кулисами бил гонг - Н сказал: "медведя стукнули", потом ситуация повторяется после встречи коршуна, "коршуна стукнули". Появился принц в средневековой шляпе - Н: "у него подушка на голове!"

Сегодня наряжались в королей-королев, дарили подарки имениннице. К созданию короны Н не проявил интереса, но когда увидел, что все представляются королями из Киева пр., не возражал против накидки. Громко сказал: "я из Австралии!", потом кому отдавать подарок его менее интересовало.

Рисовали красками игры на простынях, Н активно помогал, потом разрисовал себе руку: "боксерская рука!" Ходил, показывал всем, особенно Юле (преподаватель), с ней он не стесняется говорить.

23 июля 2012
- Кантан, он не мой друг!
- Почему?
- Потому что он делает всякие глупости, он бьет… Ээээ (так долго думал, что рассмеялся) Донта
Играет с машинками:
- Машина ударилась свечкой. Она прыгнула в огонь и на ней налили водУ. У машин там авария (поет ту-ту-ту) У этой машины дым идет и у нее отвалилась шина. Это трактор, он может работать и ломаться. У него сейчас пожар будет. Это у трактора пожар. Все машины ломаются, первая машина упала в воду, ее стукнули, ее стукнули по шине. Она упала на водопад. Она обожглась об свечку. На полу там свечка лежит.
Представляет машины: «это машина из игрушечной истории, это пушка, эту машину зовут Пикар, она прыгнула в огонь и горит. У этой машины пожар.» «Вишь, машина сломалась – поет….»

24 июля 2012
Вечерами слушаем Конька-Горбунка. Читаем стихи хрестоматию.
Очень любит, чтобы я рассказала про знаки (дорожные и пр.) Сегодня сам рассказывает: «здесь знаки: нельзя дурачиться, нельзя баловаться, нельзя писать письма» - около почтовых ящиков.
После лагеря словарный запас заметно обогатился.
В Горбунке спросил: что такое боязнь? («боязнь напала»)

26 июля 2012
Никитина речь повзрослела, очень трудно фиксировать. Если сразу не записала, забывается.
- Ящерицы кусаются?
- Нет.
- Ящерицы живут в Ньонсе. Я в Ньонсе видел две ящерицы. Они дрались.
***

После яслей приходит, читает свои книжки imagerie (детские энциклопедии), комментирует.
«У меня шишка на полбу».

- Никита, я пошла к доктору, ты посиди с папой.
- Ты болеешь?

«Мама, я не люблю, когда гости уходят».

27 июля 2012
Игра в знаки: «Это знаки: Нельзя играть с мухами, нельзя играть в боксеров…»
«Это лягушка, которая не умеет квакать»
«Это дрессировщик. (Играет как будто с хлыстом) Он дрессирует зебров. Это он надрессировал лягушку, которая не умела квакать»
Взрослые выражения: за столом пьет воду, мне : «Хочешь попробовать?» Охотно помогает убирать посуду после ужина. Моет сам руки.
Замерз в бассейне: «холодрыга меня за…(какой-то глагол, уже забыла, что сказал) Спрашиваю, что там тебя холодрыга в бассейне? У Н. уже другой вариант: «это не холодрыга, это солнышко меня поджарило хотело меня съесть».

Смотрим книжку про тело человека, там изображены бегущие девочка и собачка и их скелеты внутри их тел. Н спрашивает: «Они вымерли?» Я объясняю про скелеты внутри нас. Н смеется неверящим смехом и говорит убедительно, глядя на остальные фигурки со скелетами (кролик, лягушка итд.): «Они все вымерли».

29 июля 2012
Никита читает книжку с выражением, как будто сказку рассказывает, минут двадцать без остановки. Вот последние минуты этого занимательного монолога:
«Кука - это насекомое. И тогда все время был крокодил, когда паука бил белого и у него кусается дурак в паутине и он стал пауком. Когда дуракам говорили глупости, и летел дурак на крылья, и на крыльях были тени, и когда дурачились тени, они хотели дурачились, и кука вымерла, и ее больше нет. И когда у него проглотил динозавр, и когда летающие мыши укусили динозавра, гадюка все время была дураком. А что такое грубое слово? Это не грубое слово. Черт побери!! Все сказке конец. Эта сказка про слона, который проглотил крокодилов, и там хозяин хочет драться с насекомыми, но это смешная сказка вообще, она очень смешная, я такую прочитаю».

5 августа 2012, Никите 3 года, 6 месяцев
В Лувре снова смотрим на Египетскую коллекцию. Никита назвал Саркофаги – гамаками.
Смотрит со Стасей видео про страшную гостиницу в Диснее. Там страшный портье. Стася говорит, что это страшный швейцар. Никита: «У нас в Ньонсе швейцарцы не страшные!!» (наши соседи)

12 августа 2012
Читает книжку со сказочными дорожными знаками: «Не обзывать друг друга дураками, не глотаться, не падать с лестницы, не есть овечек, не всех пугать, не разбудить существ и монстриков, не стать большими, не наступать на туфли, ни гонять русалок, не идти по дорожке человечков, не расти крапивов, не лезть на дерево, можно идти в кукольный театр, забивонная колечка, не надо разбивать яйцо, не зверушкам ехать, не дурачиться, не грабли сделать, не баловаться, не переодеться в костюмах, не наступать на ботинок, осторожно, гадкий утенок, никого не будет, не рыцарем дурачиться».
Ну и знаки! – название книги по версии Никиты.

23 августа 2012
У соседей упал и громко заплакал ребенок, Никита: «Это реактивный самолет летит в небе!»
Обсуждаем за столом на французском, что французы не любят Наполеона. Н: «Деда Клод сказал, что французы не любят Наполеона». Пришлось подтвердить и рассказать почему мы в нашей семье его любим.
За июль- август в лагере и с приездом Стаси и Игоря русский язык занимает лидирующее положение. Н даже немножко ленится говорить по-французски, Оме и Жад говорит наполовину по-русски. Они понимают.
Пытаемся каждый день учить буквочки, растолковала букву И, не видел букву А в ряде букв, теперь видит. Занимается иногда с неохотой, надо придумывать игры, либо мотивировать наградой. Играя на самом деле очень трудно, один день игра идет, другой день эта же игра не приветствуется. Один день Пылинка «читает» прилежно, другой день балуется.

25 августа 2012
Читали сказки Цыферова про то, как зверюшки слонячили и утятили. Слышу, сам «читает», что-то вроде «они рычарили и овечили».
- Тучи не падают?

26 августа 2012
Объясняю, что у нас на пальцах ног есть ногти. Н: «Они скелетные?» На вопрос, что у нас в ногах говорю и показываю, что у нас там косточки и мышцы. Про коленки и локти тот же вопрос: «они скелетные?»
Играет с машинками: «Это машина-Пегас, очень сложная. Она не едет, она просто стоит на выставке».

29 августа 2012
Никита грустно сидит перед книгой с пиратами. Книга очень потрепанная, еще со времен, когда Камий был маленький, объемный бумажный корабль и остров в некондиции. «Хочу так!», говорит он, глядя на фотографию на обложке книги. «Хочу так! Корабль можно склеить, пиратов найти!»
«Что такое уважение?»
«Что такое товар?»
Усадил в машину животных: «Это зоопарковая машина!»
Ты ее возьмила?

30 августа 2012, Никите 3 года 7 месяцев
Сегодня наконец-то заговорил на французском. Сидит читает книжки с омой. После отъезда гостей упрямо разговаривал только на русском в течение 10ти дней. Хотя из русскоговорящих только я осталась. Остальных избегал, Жаду (двоюродную сестру) видеть не хотел даже (хотя тут много может быть причин почему), разговаривал с ней на русском вперемешку с французским. С омой вообще не хотел разговаривать, даже попросить попить не хотел, сказал: «я сам себе налью», хотя с другой стороны проснулось желание все самому делать… Только за мной хвостиком…позанимается чем-то и «мама!» на весь дом…Вчера ходили к почтенным соседям, я его уговорила быть вежливым, поздороваться и поблагодарить… все прошло замечательно, образцовый ребенок, который потом еще и заснул у меня на коленях как котенок.
Когда ходили к Надежде на чай, ома поразилась какую инициативу проявил Никита: разговаривал с Надеждой, задавал вопросы, когда собирали книжки (чтоб не скучал, пока взрослые чаевничают), сказал, что покажет книжки Надежде, и потом я совсем забыла, а он принес ей на колени свои книжки. Вообще у него позывы показать то или се Оме, Жаде, деду, я стараюсь, чтобы он действительно показал (ранку, игрушку и т.д.) и вербализовал или рассказал (смешное в мультике например). В итоге, Никита гораздо свободнее и охотнее общается на русском и даже я бы сказала более социализирован на русском, более развит что-ли. Утешает то, что на французском у него уровень трехлетки, а не меньше.
Последние дни была тенденция переводить или подтверждать со мной фразы, сказанные омой или дедом. Например, «деда нашел жабу в бассейне у швейцарцев?».

Я объяснила, как образуются в животике писи и каки. Теперь за столом типичные вопросы: «сыр у меня выкакается?».
Подвожу итоги нашего отпуска с образовательной точки зрения. Буквочки читали каждый день и многого достигли, хоть и с переменным успехом, и вообще как всегда хотелось бы большего. Наименьший успех (вернее его отсутствие), когда я действительно пыталась научить, а не играть игрой (с овечкой, с пылинкой). Строжилась и говорила, что пока не повторит за мной слоги, дальше ничего не будем делать. Это действовало, но мне кажется такое обучение неэффективно. Ну трудно, иногда вообще не знаешь, как подступиться. При всем том, что буквы его интересуют, а книжки вообще его жизнь. Сегодня очень хорошо почитали с овечкой. Вот не знаю вопрос заставлять-не заставлять, чтобы вообще не отвратить… а если заставлять то насколько.

4 сентября 2012
Первый день в школе, все прошло хорошо. Никита проснулся в хорошем настроении, спросил, будет ли у него азбука (как у Буратино). В школе быстро увлекся игрушками, так что расставание было легким.
Рассказывал после школы: «там был египет плеймобильчик с фараоном. Я спросил у учительницы, есть ли у нее печенюшки, она сказала, что нет. Я залез на окно и упал и плакал. Про столовую так и не выяснила: сначала сказал, что ели конфетки, потом сказал, что была гадость и рыба (по меню были котлетки, пшеничная крупа, сыр, йогурт). Там был оловянный солдатик, мозаика. А машинки сломанные были. Это были дети не из садика, это были другие дети. А некоторые дети в садик не ходили, они дома были, потому что садик закрыт был». А еще им книжку читали про зайчика.

7 сентября 2012
Никита сидел в классе, играл на русском языке. Учительница позвала его несколько раз на улицу, но он не реагировал. Потом она позвала его на русском (она болгарка): «Никита, пойдем на улицу!» И он сразу пошел. Потом сидел у нее на коленках весь вечер и играл с ее браслетом. Хотя бы с учительницей контакт налажен!
Проснулся на днях: «мама, мне снилось, что ты рассказывала, что там лунатики в туннеле!»
- Никита, придется тебя спать уложить! – а он мне -
- Придется тебе баловаться!
Сейчас очень любит говорить перед сном: «мама, расскажи мне, что мы утром будем делать». Вчера вечером пообещала ему кашу, сегодня вскакивает, первым делом: «мама, ты мне кашу делаешь?»

11 сентября 2012
Бегает бесится, потом остановился: «с кем я дерусь?»

15 сентября 2012
«Чемоданчик для мультиков» - мой съемный диск.
- Когда у нас глазки закрыты, они не видят?
- Нет.
Закрывает глаза.
- Глазки в животике видят.
***

«Шпагонец – это такой, у которого шпага падает и все дерутся.»
Camille : « Tu es content, tu vas avoir un nouveau lit ! » (Ты рад, что у тебя будет новая кроватка?)
Никита поворачивается ко мне: «У меня будет новая книжка?» (lit /кровать/ - livre /книга/)

24 сентября 2012, Никите 3 года 8 месяцев
Поплевал в молоко, а потом выпил: «Эва, там неприятно, там попливнано».
Указывает на зеленый горошек у себя в тарелке: «Что это такое?» «Это- зеленый горошек, его надо есть». «А, это такие единки».
***
- Никита, ты мой помощник?
 - Нет, я игрушник!

26 сентября 2012
«Когда выпадает снег, медведи становится белыми? Когда снег, медведи становятся полярными?»
***
«Я весь покрыт подушками.» (Ходит, прижав к себе подушки)

28 сентября 2012
«Бродяги, у них дома нет?»
«Когда плачешь, получаются сопли?»
Вчера сильно поругались с Камием. Сегодня вопросы по поводу: «Когда ты с папой ругаешься, ты плачешь?» «Когда мама с папой ругаются, они ругают детишек?» Пришлось провести успокоительную беседу.

29 сентября 2012
Смотрит на мой свитер с сердечком. Потрогал. «Повернись!» Посмотрел, что с той стороны ничего нет. Сделал вывод: «Это сердечная майка».
***

- А кто такой младенец? – объясняю.
- А в садике были младенцы? А в школе были младенцы, но они все выросли.
*- Метеорит живет в космосе.
***
Играем в цирк уже несколько дней подряд. Номера включают в себя битвы гладиаторов, танец с саблями, и даже чтение. Конечно же дрессировщики зверей и драконов. Акробаты.
***
«Когда мы едим, все получается в кости?»

7 октября 2012
По выходу из школы Никита пускается в бесконечный рассказ на русском, очень громким голосом, рассказ длится весь путь от школы до квартиры. Мы с Камием думаем, что т.к. он целый день не говорит по-русски, то таким образом он компенсирует.
Рассказ примерно такого содержания (в основу положены действительные события в школе, «что вижу - то пою» и реалии, его интересующие): «А один мальчик скатился по ступенькам в грязь, и валялся, и учительница его искала. Потом она его нашла в грязи, а ему надоело быть грязным, и он пошел мыться. А охотники тыкали кобре в глаза палками. А рыцари попадали из замка и поломали свои кольчуги и шлемы потеряли, и т.д. и т.п.»
Еще появилось сюсюкание с французским акцентом, когда балуется. Я пресекаю.


17 октября 2012
Все нужно подытожить, объяснить: «Я построил башню, папа построил китайский дом и мы кидались коровой и свиньей?»
Когда играет – много говорит, перлы, если сразу не записываются, к сожалению, сразу забываются.
Смотрели спектакль в школе: «там был мальчик, его звали Саша, а в лесу были феи. Мы ели прямо, когда был спектакль. Он был в кантине (тут я его поправляю – в столовой). Мы сегодня не учились, потому что был спектакль.»
Спайдермен – добрый? Он делает что? (калька с фр.)

27 октября 2012
Я встала с постели рано утром, еще темно, потянулась… Никита спросонья говорит: «Горилла?» Я смеюсь: «Никита, это я!!» Н: «а я думал, что горилла. На две ноги стоит и руки вот так. Думал, что горилла снится»

3 ноября 2012
Н в Ньонсе. Разговариваем по телефону. Цитирую неточно. Н без всяких вступлений:
- мне папа купил лего. Пожарник и бумажка тут
- Вы ходили гулять?
-Да, мы ходили гулять, зашли в магазин и папа мне купил лего.
- Ну расскажи мне еще что-нибудь.
- Давай я расскажу тебе как я в Ньонс приехал.
-Давай.
-Я ехал в ТЖВ а потом приехал в Ньонс. Потом мы сели в автобус и я навомил.
- Нарыгал?
- Да, нарыгал.
- Сколько раз? – Это папа спрашивает, под впечатлением случившегося, т.к. он сопровождал и участвовал в событиях.
- Восемь! - Потом подумал -  я две раза нарыгал (в действительности три) А потом на канапе у папы лежал…
- на диване – поправляю я.
- …тоже нарыгал. Там по телевизору люди от кошмаров убегали, и там пожарники тушили. Это в Париже было.
Выясняю отношения с папой, почему ребенок смотрел кошмары по телевизору, долго думают, оказывается, смотрели новости, в Америке что-то горело.

11 ноября 2012

«Плеймобильчики все дрались и было две пушки похожи на машинки надо прыгать и стрелы пошли воевать на дракона он был не на пиратском корабле это рыцари пираты на абордаж» –комментарий к фотографии плеймобильчиков.
***
Н что-то рассказывает, заминка, я подсказываю: «рука?» «Нет, bras!» -  показывает часть тела (руку). «Никита, по-русски можно сказать рука.» Почувствовал разницу рус. «рука» и фр. «bras»
После Ньонса начали читать, проявил интерес, читает надписи под картинками.

Никита приехал из Ньонса. Очень хорошо заговорил по-французски. На русском начал произносить мягкую «л» : Я сель – поправляю.
За утро выдал следующие перлы:
«Странички отодвинулись» - загнулись.
Про спящую Ому: «Я думал, что это летучая мышь кверх ногами спит»
Я их плию (складываю от слова plier)
Играет: Черепаха – это кукла, пираты – актеры, – наверное, устраивает спектакль. «Все звери – куклы»

17 ноября 2012
После каникул в Ньонсе с папой говорит только по-французски.
Это видео примечательно тем, что Н уже неделю находится в Ньонсе у бабушки, только с франкоговорящей семьей. Видимо, чтобы компенсировать отсутствующий язык, увлеченно играет на русском.

Утром Н: «я испугался, иди искать меня в кроватку» – калька – va me chercher.
«А зачем нам голова?»
Едем в метро, Н: «там китайцы!» «Да, Н, не показывай пальцем» Н задумчиво: « Здесь люди, а там китайцы»
После спектакля Питера Пэна Н вышел одушевленный: «буду показывать дома два спектакля, про Бизболита, это два разбойника». И стал себе рассказывать, как будет поставлен спектакль: «возьму пиратскую шапку, деревянный меч, который подарила Аня, крюк мне не нужно.» «…он побежит в коридор и т.д.» Мы вернулись домой поздно и очень усталые, я предложила Н принять ванну, но он настоял сначала показать спектакль про Бизболита, показывал минут пять.

29 ноября 2012
Вчера поставила ему мои любимые мультики в солидном подростковом возрасте «Утиные истории» и «Чип и Дейл спешат на помощь»
Видит в мультике «Чип и Дейл спешат на помощь» навесы восточного базара: «Это как в стране пещера Алладина?»
Сижу дома с Н, который болеет гриппом. Чтобы найти занятия, я организовываю кукольный театр из мягких зверюшек, Никита предложил читать по книжке про природу «сценарий» для спектакля, надо было на аудио хотя бы записать, получилось здорово.
Обсуждаем подушки. Я не люблю, чтобы спальные «белые» подушки оказывались на полу. Есть еще «деревянные» - полосатые (бежевый-черный-белый да,да Икея!), с которыми можно играть.
«Белая, для чтобы мы спим?»
«Этот Волшебник волшебнит только добрых, он злых не волшебнит».
Наручники –«заключники».
Играет: «…А потом приедут полицейские и увезут какого-то демонстранта»
В moyenn-e section-e (в средней группе)
Зверей позовай =позови зверей
«Что ты будешь делать пока я в школе, убирать игрушки, которые я разбросал?»

30 ноября 2012
Никита кидался деревянным мячом в Камия, тот рассердился разломал меч и выбросил его в мусор. Н утих, говорит тихонько: «пойду на кухню посмотрю как там меч в мусоре на два» Достал обломок с ручкой, говорит: «нож получился». Стал играть в Питер Пэна.
Боремся с: «я не успел возьмить шляпу»
Очень не любит, когда я запираюсь в туалете, сегодня сказал мне: «а ну-ка брысь из туалета! Я Дисней показываю!» - вот как я оказывается со своим ребенком разговариваю!!
Когда я завозмущалась, сказал: «Ну и ладно, буду один Дисней показывать!»
Чтение: Когда ничего не идет, беру нашу хрестоматию стихов, когда сильно устал вечером например.
Понравился Чарли Кук ("Любимая книга Чарли Кука", Дональдсон).
Читаем в сокращенном (мной) варианте Петсона и Механического Деда Мороза, очень понравилось, как Финдус пел Санта-Лючию. Хохотал.
Эмиль, хотя и с картинками, как он надел супницу на голову, не пошел совершенно.
Зато достала рассказы Носова про живую шляпу и барбоса в гостях у бобика, сегодня перечитала второй раз.
Поставила ему песочницу для песочной терапии, носит мне каждую маленькую игрушечку, спрашивая, что это. Про кольцо с черепом отвечаю:
- это сокровище!
- это кольцо с черепом (типа, не надо, мама, сам, когда надо придумаю).
«Человечек спрятан по-там» - внутри бульдозера.

1 декабря 2012
«На бананах есть такие кнопочки, чтобы в морду других обезьянов кидать». (и смеется)
Я помогла самое трудное сделать в замке, потом говорю, чтоб сам заканчивал. Н: «ну ты же большая, ты же умеешь сама!»

2 декабря 2012
Уезжаем со дня рождения, мы садимся в машину к Лене с Алексеем, близнецы идут в другую машину. Мой заботливый, но очень грубый сын кричит Лене: «Эй, ты этих забыла!!» (в смысле близнецов)
Вчера из конструктора неожиданно для меня построил нефте- и газо- вышки. Приговаривает: Здесь нефть, здесь газ. Вышки видел в книжке, нефть и газ на нашей говорящей карте.
-Мама, смотри! (что-то сделал). Я, рассеянно,
- ага…
- Ну говори!! (возмущенно). Тут я встрепенулась, говорю, что надо сказать:
- Какой чудесный корабль получился!
Все довольны.
***
Однажды пошли гулять вечером на Марну. Я голодная, после работы, взяла сухарики. Идем, начала жевать. Н: «не сейчас, придем на берег сядем поедим». По дороге все смотрел, чтобы я не ела, на берегу выбрал место, мы сели, достали сухарики и съели, глядя на воду и вечерние огни. Потом пошли гулять дальше. Мне показалось, что это очень взрослая и красивая идея.

8 декабря 2012
«Где мой потолок (каталог) игрушек?»

15 декабря 2012
Играет в подвиги Геракла по книге. В хронологическом порядке: убивает змей, потом вырос, потом «всех убил во дворце» - о сумасшествии Геракла, потом Геракл «страдает», потом совершает подвиги, причем книжка листается и лежит открыта на нужном подвиге. Важно убил или просто поймал, каким оружием убил.
***

Обсуждали разные концы в мультике и в рассказе «Бобик в гостях у Барбоса». В мультике нет кота Васьки. Н говорит: «ну в мультике он был, но только издалека, мы его не видели».

17 декабря 2012
О лингвистических способностях билингва:
 - Мы едим картошку, рыбку, зеленую фасоль…
- Картофель?!! –  Н испуганно. Я вспоминаю, что мы читали про ядовитый зеленый картофель в книжке. Я в бытовой жизни не говорю «картофель», так что сопоставил сам.
Читаю речь и мышление ребенка Пиаже. Н в унисон с книгой: «я испугался, потому что иди сюда». Но меня удивляет, что по Пиаже это 6-7,5 летние дети говорят, не учитывая правильных логических связей. Может, современные дети поразвитее, надо у Ани спросить, что правильно ли ее девочки употребляют союзы.
По развитию французской речи: после каникул в Ньонсе, я все думала, в чем же заключается значительный сдвиг. Просто пассивный запас перешел в активный, Н заговорил длинными фразами, не ища своих слов. По текучести французский язык сравнялся с русским, появились сложные слова, такие как «par contre» (зато). Но также не стесняется вводить русские слова во фр. речь, если не знает эквивалента на фр.: «On joue à Геракл!»
Не может освоить сложную конструкцию «Правда ли это?» несмотря на многочисленные повторения (рубрика в энциклопедии). Говорит: «Если это правда». «Est-ce que cest vrai

19 декабря 2012
«Когда рука трясет этот пистолет, там пули шатаются» (на самом деле в пистолете гремят обломки).

24 декабря 2012, Новосибирск, Никите 3 года 11 месяцев
Ложимся спать. Н капризничает. «Почему тетя Стася идет на работу!! Пусть только баба Алла идет на работу. Я хочу, чтобы Стася целый день была здесь!»
Вообще, употребляет «целый день» в смысле «все время». Сегодня я наблюдала это же и у Таси, 6 лет.

Летим в самолете, внутренний перелет. Н, стоя на кресле, оглядывается назад и на весь салон возвещает: «Мама, там сзади дядя летит, у него совсем волос нет!» Пришлось потом объяснять, что дяди без волос обижаются, когда им об этом говорят.
О детском эгоцентризме: В пути своей взрослой попутчице с удивлением: «У тебя такой энциклопедии про изобретения нет?»
Размышления на новом месте:
«Новосибирск – снежный город. В нем целый день снег».
«Мы – гости?»
На улице -26. Н, укутанный, жалуется: «у меня зубы замерзли!»

«Во рту темно?»
У Стаси кофта с капюшоном с заячьими ушками. «Это заячья шкура?»
Заинтересовался репродукцией Мюнха «Крик»: «А как он кричит?» «А почему он кричит?» Подумал, «А я ему книжкой по морде дам, чтоб не выл».

Вообще, все удивляются уровню русского, никто не отметил акцента или интонаций, лишь специфическую «р». Приходится доказывать песнями, что говорим и на другом языке. Наш репертуар в этом году: «Une souris verte», «Vive le vent», «Petit papa Noel» «pirouette cacahouète».
Кстати, поменяла свои взгляды на детские песенки на языке страны. До школы я считала ненужным быть в курсе детских французских считалочек-песенок, не пела их, не пропагандировала. Перед это поездкой в Нск впервые задумалась, что надо знать, что же знает мой сын, чему его учат в школе, по крайней мере быть в курсе. Даже послушали в Интернете для моего знакомства. Наверное, это важно. Не мне их с ним петь, но быть в курсе надо. Будущее покажет.
Комментарий к видео: Никита "читает" титры после мультика про Петсона и Финдуса с выражением, как будто историю связную читает.
Перед дедом Морозом облажались: В коммерческом центре Дед Мороз попросил рассказать стишок, Н со Стасей растерялись, не смогли даже повторить-дополнить за дедом Морозом «Наша Таня громко плачет». Мы читали в глубоком детстве, Н уже забыл, а если бы был в русском окружении (садике), знал бы волей-неволей. Думаю, невелика потеря.


Комментарии к видео:
Никита показывает деду спектакль на сплошном французском языке, главным героем которого является Алёша Попович. Его имя произносится в французским акцентом.

25 декабря 2012, Новосибирск
Рассуждаем про работу, что все ходят днем на работу. Я спрашиваю Н,
- а ты знаешь, Ильяна (их учительница) ходит в школу на работу. Это ее работа, вас учить.
- Ну, мама, какие ты глупости говоришь! Ильяна ходит в школу разговаривать!
***
Пришли в гости, Н сразу с порога:
- Мы пришли на ваши игрушки смотреть!

29 декабря 2012 Новосибирск
Н показывал деду очень длинный спектакль на французском языке как ни странно, про Алешу Поповича. Там все дрались и делали глупости. См видео. Видимо, захотелось поговорить на фр. «Алеша Попович» произносилось с французским акцентом.
Ходим по гостям, все с бОльшим удовольствием поется французский репертуар.

1 января 2013 Новосибирск
Катались весь день на лыжах. Впечатление Н: «я катался на скейтборде, а Пылинка на малюсеньких лыжах».

4 января 2013 Новосибирск
«Фрэзная (клубничная) конфета»
Рассказывает о нашей прогулке Стасе: «Я катался на лыжах очень быстро (мы его все поторапливали), а потом мы делали снеговика (снеговика не смогли сделать – снег не тот).
"Валяться, это значит лежать?"

7 января 2013 Новосибирск
Поет и балуется: «petit papa Noel, quand tu decsendras du palmier…» (Дедушка Мороз, когда ты слезешь с пальмы)
Французская конструкция: «Я буду оставаться дома».
Читали про Мышонка Пика и про Муравьишку, который домой добирался. Н: «давай почитаем про мышонка, который на листике летел, а дом закрывался, а звери ему помогали». «Да это же муравьишка был» Настаивает на своем, хотя он знает, как на самом деле.
Разговаривает с Камием по телефону, сочиняет: «на мамонта ходили с дедой Виталей и Стасей (нет), я ел сосиски (нет)» – зачем? Или это ему кажется, что правда?
***
- Мама, Том и Джерри, это Дисней?
- Нет, это Метро Голден Майер.
- Ну почемуууу? Я хочу, чтобы Дисней был.
Из той же серии: «спектакли (которые Н смотрел) – это Дисней?»
Мама прочитала название книги на французском. Н возмутился: «В Новосибирске так не говорят!»
Играл с Таей (6) и Олегом (11) весь день. Играла в основном с ним Тая, но о ней ни слова, все про Олега: «…а потом Олег кинул в меня снежком, прям в морду и я упал в сугроб (с восторгом), а я побежал и тоже дрался, и Олег испугался итд. и т.п»

12 января 2013
Н рассказывает про зиму. Потом спрашивает у меня: «Наступило что?» Я не поняла, что он имеет в виду. Н уточняет: «Ну что в Париже наступило?» - он имел в виду весну.
«Почему я без очков?»
«Хочу, чтобы папа говорил не как в Ньонсе, а как в Новосибирске». (не по-французски, а по-русски).
«Вирус в зубах застрял» Вообще интересуют вирусы, микробы.
Задает много вопросов типа «умер, это как?» Я обычно отвечаю, чтобы не травмировать моего чувствительного ребенка: «это значит, что упал и не шевелится». Сегодня Н спросил, что такое смерть. Я ответила, что это значит, что человек упал, не шевелится, а его душа улетает на небо, как Геракл вознесся на Олимп, а тело закапывают в землю. Н расстроился, сказал, что никто не возносится на Олимп, и что смерть – это монстры. Я не настаивала.
Едем в автобусе от самолета к аэропорту. С нами путешествуют кошки. Н задал два вопроса подряд совершенно французской конструкции:
- Их будут забывать в автобусе? (On va les oublier dans le bus?)
- Они будут оставаться здесь? (Ils vont rester ici?)
Надо обращать внимание и поправлять.
Иногда весьма странные игры: «Аттракциона про чечена, который плохо видит» - Исполнялся с прищуренными глазами.
Играет с плеймобильчиками, называет каждого по складам: «Во-р, пер-во-быт-ны-й че-ло-век, муш-ке-тер, копь-е-но-сец и т.д… и последнее слово (подумал) куз-нец».

Вчера после ужина сидим с Камием, разговариваем.
- Papa, pourquoi tu parles à ma maman ? (Папа, почему ты с мамой разговариваешь?)
- Parce que c’est ma femme ! (Потому что это моя жена.)
- Cest ma femme aussi! (Это моя жена тоже) и сразу ко мне: Мама, ложись, я буду тебе массажировать (весь день играл с массажером).

































































Комментариев нет:

Отправить комментарий