ВВЕРХ

7 лет

5 сентября 2016

Сергей Седов: "Сказки про мальчика Лешу", "Сказки про мам"   – замечательные книги для самостоятельного чтения.

Подруга мне подкинула отличную книгу для самостоятельного чтения: «Сказки про мальчика Лешу» Сергея Седова, того самого, который смешно переложил подвиги Геракла. Рассказики как раз небольшие по объему, смешные и волшебные – Леша умеет превращаться во все- во все. Иллюстрации в нашем издании шикарные. Побольше бы таких книжек найти.

По горячим следам я купила «Сказки про мам» - только их обязательно надо читать вместе, смешно всем! В том же стиле, что и про мальчика Лешу, смешные сказки, доходящие до абсурда про самых разных мам.

Сейчас читаем так: Никита читает самостоятельно и потом пересказывает, а то я его поймала на том, что бездумно читает, не вдумываясь, и потом не понимает, что же он прочитал.


За лето Никита втянулся в ритм чтения, добровольно, увы, не читает, но воспринимает, как должное почитать раз в день.

26 августа 2016  Дженни (Пол Гэллико) – читаем с мамой


Меня предупреждали, что я буду плакать, читая эту книжку, но к тому времени, когда мы взялись за нее с Никитой, я об этом предупреждении забыла. Вообще, это книга для более старших детей/младших подростков. Про мальчика, который превращается в кошку и его приключениях. Эта книга о любви, смерти, дружбе, преданности и предательстве. О смысле жизни. Плакали мы и в середине повествования и рыдали в конце. Никита возмущался, что я ему читаю такую душещипательную книгу, да еще про кошек («я люблю собак»), грустил и сердился, требовал продолжения в конце. Замечательный перевод Н.Трауберг. Эту книгу нужно прочитать всем. Очень жаль, что она не такая известная. 



24 августа 2016 Эфемерное словотворчество

Основная деятельность Никиты – придумывание и сочинение. Иногда я слышу такие невероятные перипетии героев, что жалко, что я просто физически не могу все зафиксировать. Недавно, в связи с его проблемами с письмом, сын мне сказал: «когда я буду мультипликатором, я писать сценарий не буду, это долго». Я его тут же уверила, что без сценария мультфильмы не делают, но он сможет быстро набирать текст на компьютере, я его научу печатать вслепую, не смотря на клавиши. Никита обрадовался.

Вот пример особо экспрессивного никитиного эфемерного словотворчества: сага в стиле Маяковского по иллюстрациям книги «Мальчиш-Кибальчиш»:



Я пробовала просить его сочинять на заданную тему – взяла задание из литературного конкурса какой-то библиотеки. Истории получились не такие объемные и красочные, без обычного обилия деталей, но все же…

Богатырь Никита
В некотором царстве, в некотором государстве жили старик и старуха, и было у них три сына (заданная фраза). Сил у стариков уже не было и не знали они, что с детьми делать. Двоих сыновей раздали, а с последнего отвезли царю. Но царь сказал, чтобы этот сын Никита жил с ними.
Тогда старики с ним жили, и когда Никита чуть-чуть подрос, напали на Русь татары. Никита взял меч, взял щит, надел доспехи и всем татарам отрубил головы. У них не было времени что-то разрушить или кого-то убить – сын отрубил всем головы.
Потом, когда наступила зима, напали еще пуще злодеи. А Никита не сделал себе армию, не прискакал на коне и не взял оружие. Злые рыцари сами со своими доспехами упали под лед в ледяную воду. И с тех пор Россия всегда выигрывала.
Царь богатыря похвалил и сделал его Никитой Невским.

* * *
Встретились как-то раз медведь, лиса и заяц и решили жить дружно (заданная фраза). Пошли они в поход и нашли машину времени. И поехали во времени в будущее.
Там они спрятались в одном доме под столом, чтобы их не заметили. Но их заметил Канг, это такой человек, который путешествует во времени. Он был плохим, потому что крал машины времени и коллекционировал их.
Он посадил зайца, медведя и лисицу в тюрьму. И поехал в путешествие во времени с их машиной. Но ему не повезло, он приземлился возле полицейского участка и его арестовали, полицейские знали, что он плохой.
А заяц, медведь и лисица выбрались из тюрьмы: медведь сломал клетку. Звери взяли из коллекции Канга одну из машин времени и прилетели в свое время.

И продолжали жить дружно.

24 июля 2016 Басни


Басни давно стояли у нас на полке, и у меня не было мужества к ним приступить. Но вот как-то раз Никита в восторге начал рассказывать историю про то, как обезьяна примеряла очки – они ставили сценку в театре в русской школе, и я быстренько вытащила книжку. 

Рассказала ему историю басни, от Эзопа до Лафонтена и Крылова, достали мы и книжечку на французском. Чтение басен растянулось у нас на пару месяцев: потихоньку читали и обсуждали басни, находили одинаковые у Лафонтена и Крылова.  Приходилось мне искать эквиваленты Лафонтена в других русских источниках, оказывается, «дедушка едет, а мальчик идет» Маршака – есть и у Лафонтена. Сюжет из другой басни Лафонтена про молочницу и горшок с молоком или про лису и журавля кочует в народных сказках. 

Конечно, смотрели мультфильмы на тему. Я для себя открыла мультфильмы, которые и не знала. Например, про квартет существует несколько мультфильмов, один из них, 1972 года, очень смешной, Никита пересматривал несколько раз. На слух ребенку понять басни довольно сложно как на русском, так и на французском. Часто после прочтения Никита спрашивал, что же там произошло. Смотрели картинки, я пересказывала. 

Меня порадовал энтузиазм, с которым Никита отнесся к такому непростому жанру. Очень жалко ему было ворону, которая открыла клюв, чтобы каркнуть и ягненка, которого съел волк, и старого льва, которого пнул осел… Грустное впечатление про волка и ягненка немножко скрасило видео в интернете, которое сделали подростки – очень смешно и современно.

23 июля Смерть в жизни и после смерти

Я выбираю в интернете передачу, которую Никита смотреть боится:

- Это надо смотреть вдовам!
- Никита, а кто такая вдова?
- Одинокая женщина, у которой нет ни детей, ни мужа…

Я как-то чувствую, что он подразумевал, что это я, когда остаюсь одна дома, поэтому обиженно уверяю его, что вдова – это женщина, у которой муж умер.

***
Никита после продолжительного сидения дома в одиночестве:
«Я придумал, как позвонить ангелу. Надо набрать номер человека, который уже умер…»
***


Я процитировала по какому-то поводу: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», Никита не согласился: «Нет, две смерти бывают, душа же поселяется в новое тело, а оно снова умрет.»

13 июля 2016 Каштанка

В струю никитиному интересу к собакам прочитали «Каштанку». Во-первых, я совсем забыла и, соответственно, не учла, что там умирает гусь Иван Иванович. Никита в возмущении кричал, что как же так, это детская книжка. Пришлось обдумать, что в девятнадцатом веке смерть детям подавали по-другому, как часть бытия, а не как что-то табуированное. Посмотрели мультфильм. Попыталась вытянуть из Никиты, почему же Каштанка вернулась к своим первым хозяевам. Спросила его, по его мнению, в чем мораль рассказа. Сын серьезно ответил: «Не надо пить, когда у тебя собака».

10 июля О состоянии языков (7,5 лет): Никита побывал в гостях у дяди Сирила, с которым давно не виделись, Сирил отметил, что Никита все же говорит по-французски как маленький иностранец. До сих пор не хватает той самой «текучести» и богатства словарного запаса. И по-русски случаются нерусские фразы типа «когда остановится болеть (живот)» при том, что словарный запас у Никиты на русском гораздо выше среднего. Получается, что билингв обречен на постоянное «промежуточное» положение между языками и культурами? Две системы языков взаимодействуют и не получается той чистоты языка, которая есть у монолингва ? Жозиан (фр. бабушка) считает, что недостатки французской речи скоро сгладятся все возрастающим общением на французском. Поживем - увидим.

7 июля 2016 
Праздник окончания учебного года в русской школе
Мероприятия растянулись аж на две недели. Сначала был открытый для родителей урок театра. Дети представили три сценки: старшие – отрывок из «Барышни-крестьянки», средние – сценку по Жванецкому, а младшие «Бутерброд для Короля» Маршака. Несмотря на то, что Никите досталась более чем скромная роль собачки, я очень довольна театром. Преподаватель Наталья Владимировна – уникальная личность сама по себе, очень профессиональна и с отличным литературным вкусом. Ее обожают и взрослые, и дети. Никита очень ее полюбил, когда я дала ему букеты цветов и попросила подарить учителям по выбору, он сразу же понес цветы Наталье Владимировне. В следующем году Никите пообещали роль побольше.
На следующей неделе было вручение дипломов. После коротенькой службы в церкви – выдача дипломов. Немножко хаотично, уровень учителей очень разный: от уникальных личностей вроде нашей Натальи Владимировны, до совершенно обыкновенных, но, что мне нравится, совершенно междусобойчиком, без показухи для родителей. Общая тенденция – в школе учат много стихов наизусть. Стихи были разные: от Саши Черного и Блока до советских школьных, опять же в зависимости от учителя. Самые старшие ребята устроили соревнование: кто больше строф выучит за год (один мальчик выучил 700). Классы маленькие – 5,6 человек, но их много, целый десяток. По некоторым классам видно, что ребята очень сдружились. 
Батюшка вручал дипломы и говорил несколько слов ребенку, дарили книжки издательства «Белый город». Потом всех угостили мороженным, и дети рванули гонять по церковному двору.
В течение года у меня были сомнения, оставлять/не оставлять в этой школе на следующий год. Очень смущало, что между собой дети говорят в основном на французском, некоторые вообще плохо говорят по-русски, что, может быть, уровень преподавания оставляет желать лучшего, что все хаотично и не организованно.

Сейчас сомнений нет, оставаться стоит хотя бы из-за театра, который Никита очень полюбил. Из-за атмосферы маленькой церковно-приходской школы с зеленым двором, где дети после уроков играют в прятки. Из-за умненьких ребят, с которыми сдружился Никита, даже если общение происходит на французском.

дневник с приклееным выпавшим зубом

4 июля 2016 Итоги учебного года
Закончился учебный год. Он дался Никите трудно. По-французски читает, но недостаточно бегло. Самый больной вопрос остается письмо, над которым Никита работал с графотерапевтом, дополнительно в школе и очень много занимались дома. Прогресс, как мне кажется, по сравнению с потраченными усилиями (и средствами), небольшой. Еще я поняла, что будет нелегко с математикой. Будем заниматься летом. Хорошо бы найти репетитора – я объясняю математику плохо и быстро раздражаюсь.

По-русски читает достаточно бегло, пока только вслух и неохотно. Прошу его читать понемногу каждый день. Письмо, в связи с нашими проблемами с графизмом, мы пока отложили в сторону. Поскольку мы немало времени посвящали математике, то в рамках школьной программы, «математический» русский язык освоен.

Мои выводы звучат пессимистично, но, в то же время, Никита за год усвоил такой огромный объем материала на двух языках, столькому научился. Мне, конечно, хочется, быстрее-выше-сильнее, и чтобы от зубов отскакивало, но… 

В начале учебного года он только-только начинал читать по-французски, а по-русски мы вообще сначала читать забросили. Сейчас он очень хорошо учит наизусть, а в начале года я боялась, что у нас с этим будут проблемы. 

Темп в школе задали высокий, трудно было даже нашим местным французам. Жозиан считает, что часть проблемы кроется в языке, и что когда французский «дойдет до уровня», то будет легче.


Большой проблемой остается время: школьный день длинный, вечером времени мало, да и устал, а Никита все делает ооочень долго, потом страдает от недостатка свободного времени. 

3 июля 2016 Английский язык
Мне кажется, у Никиты хорошо пойдет история и языки. По истории все, о чем мы говорили, он запоминает, старается соотнести события и поставить их в хронологический порядок.

Впечатляет его интерес к английскому. На днях я ему говорю: "Sad" - это значит грустный по-английски. Нет, говорит, "Said," – значит, сказал, так в мультике говорили: "said Batman" - я ему объяснила, что он прав, и что это омонимы. 

Ингрид, которая занимается с ним английским, впечатлилась, что он знает слово "candy", « chocolate » – схватывает из видео на английском, которые он все смотрит, в основном самодельные лего- и плеймобиль- видео.

С Ингрид выучили песенку про «Lion sleeps tonight », Никита пел целую неделю.
Значения слов спрашивает постоянно, последнее «приобретение»: «Whats the hell are you doing ? »

«Скорее бы понимать английский!» - иногда сетует Никита! Я подхватываю, как могу, поправляю, объясняю значение слов и фраз.

15 апреля 2016 Традиции и новое поколение

Родителям, наверное, не стоит, намертво вцепляться в наши традиционные любимые мультфильмы и книжки. Наши дети живут в другое время, с новыми, тоже очень хорошими книжками и мультфильмами. Не любил Никита никогда ни Простоквашино, ни крокодила Гену…зато сказку про Золотого Петушка Пушкина мы на днях договорились перечитать по его инициативе…
Недавно поймала себя на мысли, что, горячо любимую в детстве «Гостью из будущего», даже смысла не имеет Никите показывать – настолько несовременно это будет смотреться по сравнению с множеством последних фильмов про перемещения во времени. Родителям нужно вместе с детьми находить новые хорошие книги, которые станут классикой, «фильтровать» хорошую мультипликацию в океане бросовой, смотреть добрые семейные фильмы.
А если вдруг нашему чаду понравится какая-то старая книга, то пусть это будет «необязательно», так, приятным сюрпризом родителям. Так, Никите, понравились Приключения Мурзилки (Ябеда-Корябеда… А.Семёнова). Бегал потом, шутил: «Тебе привет! – От кого? – От старых штиблет!» Но когда мы читали книгу, я все-таки, ловила себя на мысли, что она уже несовременна, некоторые загадки мы даже не могли разгадать в виду смены реалий (загадка про неэлектрические утюги).

14 апреля 2016 Вопросы и ответы

Никита:
- Можно ли написать по-русски французскими буквами?

Показываю, как можно написать KAROVA, SABAKA
***
Никита:
- Певец – это алкоголик?
Я:
- Нет, певец – от слова петь, а пьяница – это алкоголик.
***
Я:
- Никита, кто такой настоящий друг?
Никита:
 – …Это тот, кто с тобой играет и не бьет.
***
Никита:
- Какая самая сильная страна в мире?
Я:
- Россия, только это большой секрет, не говори своим французским одноклассникам, а то они расстроятся.


Ходит довольный, секрет держит при себе.

12 апреля 2016 До свиданья, шахматы!

В конце этого учебного года мы распрощаемся с шахматами ввиду полного отсутствия интереса у Никиты к ним.
В любом деле Никите интересна история. Когда заканчивается история и начинается стратегия, просчитывания – это уже не его дело.
Вместо игры в шахматы, он предпочитает рассказывать правила игры. Во время приезда дед попытался сыграть с Никитой в шахматы, но игры не получилось, Никита не хотел думать, а лишь рассказывать КАК играть.

В эти выходные Никита поучаствовал в детском русскоязычном шахматном турнире, весьма тяготился этим, единственной мотивацией была книга про мстителей, которую я ему пообещала купить, если он хорошо сыграет. Честно отыграл четыре партии, по его выражению «выиграл 0 раз» и мы отправились покупать книгу.

4 апреля 2016 «У Лукоморья» взглядом француза
Вчера попросила Никиту прочитать мне это стихотворение, в результате простое чтение превратилось у нас в литературный анализ, т.к. Н не мог понять, что происходит в стихотворении. Пришлось рассказать и про няню Пушкина, и вспомнить сказки. 
Порассуждали, как можно входить в избушку, которая «без окон, без дверей», кто такие «витязи», и что такое «видений полный». Но, в общем, стихотворение впечатлило, так как он его воспринял «свежим» взглядом, у российских детей, которые знают это стихотворение с малых лет, мне кажется, смысл затирается от частого «общения» с этими стихами.

Сегодня с утра выходим, сосед только что отъехал на мотоцикле и пахнет бензином. Никита заметил: «Как в России на выходе пахнет» потом процитировал: «Русью пахнет».


Кстати, когда обсуждали, почему это «Русью пахнет», я напомнила ему про Бабу Ягу, которая говорила: «Русским духом пахнет», на что Никита резонно заметил: «Она что, нерусская?»

25 марта У графотерапевта
Вчера ходили на прием к графотерапевту – нас послали от школы из-за никитиных трудностей при письме. 

Никита во всю графотерапевту хотел понравиться – говорил, что обожает рисовать и раскрашивать (!!?). Рисовать - просит время от времени листочек, но раскрашивает он, по крайней мере дома, весьма редко. Начал рассказывать про игру в зомби на планшете у папы, которая «помогает тренировать руку». 

Потом подробно рассказал, какая у нас маленькая квартира, такая маленькая, что вся может влезть в папину большую комнату. «У нас есть чердак, на котором я очень редко бываю (в действительности он заглядывал туда пару раз), моя комнатка, туалет у нас прямо в душе, и еще есть кровать».

Потом графотерапевт попросила его нарисовать картинку с заданными параметрами (дерево, пейзаж, солнышко), Никита все это пространство вокруг заданных объектов заполнил супер-героями.

Пока что, до начала регулярных занятий, сказали прищепкой тренировать пальчики правой руки. Никита очень обрадовался, что будем также тренироваться на планшетнике – это единственная информация, которая от него дошла учительнице.

Сегодня утром спросил первым делом пойдем ли мы к графотерапевту пойдем. 

23 марта 2016 Читаем с мамой
Подруга поделилась со мной, что ее пятилетнему сыну папа уже читал Хоббита. Я подумала, что это рановато, но у нас с Никитой много разговоров вращалось вокруг хоббита, он смотрел отрывки из последнего фильма, и вот мы сами приступили к чтению книги. Сама я его читала лет 25 назад, так что мне тоже было очень интересно. Книга вполне осознается 7-летним ребенком, пожалуй, мы лишь дополнительно обсудили, зачем гномы пошли в поход, и в конце, поговорили о причинах войны пяти народов.

Мне показалось, что для такой серьезной книжки хорошие картинки были в помощь. Мы читали книгу издательства Азбука с черно-белыми, но весьма выразительными картинками.
Нам было очень уютно читать эту книгу вечером в теплой постельке, пока голодный хоббит странствовал по дождю и холоду. Мы посмеивались над его сетованиями о своей родной норке и о вкусной еде. Наши вечерние чтения Хоббита в результате частенько заканчивались на кухне за печенюшками, так как разыгрывался аппетит.


Никита теперь играет на турнике в хоббита, которого несет орел и хоббит пищит «руки, мои руки!»

22 марта 2016


Недавно были на презентации книг издательства «Самокат» в Глобе. Разрешила Никите выбрать книгу по своему усмотрению. Выбрал книжку-картинку «Одни дома» голландской художницы Лус Рифаген. История про то, что делают игрушки, когда людей нет дома. Действительно замечательная и очень смешная книжка, хотя я думала, что Никита для нее уже большеват и текста там очень и очень мало. Зато прочитал несколько раз от корки до корки.

21 марта 2016

Обсуждаем, что значит слово трудолюбивый? Никита на минутку задумывается, а потом дает отличное определение: Кто трудится и любит!

19 марта Английский язык
Последнее время Никита смотрит в ютюбе Toys review toys channel. Это короткие видео, где рассказывают про игрушки и разыгрывают маленькие сценки с ними (видимо, по заказу игрушечных компаний). К счастью для меня, эти видео на английском, голос за экраном чаще всего с поставленной дикцией. Никита смотрит видео, периодически спрашивает меня, что они там сказали, повторяет. Его английский продвигается весьма бойко!

Девушка Ингрид, которая приходит разговаривать с Никитой два раза в неделю, очень им довольна, говорит, что человек мотивирован.

Слушаем мы и песни на английском. Никита любит видео Ylvis’а с его дурацкими смешными песнями про Стоунхедж и избушку.

По утрам ставлю ему Who Let The Dogs Out для разгона.

Никита сам переделал слова:
Who let the cows out ?
Moo, moo, moo
Who let the cats out?
Meow, meow
 Who let the ninja turtles out?
Pizza, pizza, pizza
Who let the minions out?
Bananabananabanana

17 марта Русская школа дополнительного образования, проблемы и преимущества
Все мамы жалуются, что в русской школе дополнительного образования дети вроде бы и занимаются на русском языке, но вот выйдут и снова переключаются на французский. Наблюдаю за детьми: пока спускаются по лестнице с занятий – говорят по-русски. В церковном дворе начали играть в раз-два-три колокольчик стоп, в его французский вариант un-deux-trois soleil. И сразу переключаются на французский. Конечно, откуда им знать русский вариант игры, и даже если они и играли летом у бабушки на даче на русском, в школьном дворе они играют по-французски пять раз в неделю… Поэтому и переключаются сразу.

Иногда даются очень хорошие домашние задания, например, подумать, что означает то или иное выражение. Что значит ничего подобного, что значит возражать? Кто такой высокомерный? Такие задания перерастают в дискуссии, пытаемся найти примеры из жизни и литературы…
Недавно читали текст про Дмитрия Донского, даже в нашей энциклопедии посмотрели картинки про него. Думала – забудет. Через пару дней спрашиваю: «Кто такой Дмитрий Донской – помнишь?» Кричит из комнаты: «Он монголов победил!»

Только вчера я поняла еще одно преимущество русской школы, она вносит элемент обязательности. Задали учить «Весенние воды» Тютчева. Я очень люблю это стихотворение, но я бы никогда не смогла заставить Никиту выучить его, а так учим наизусть, потому что задано на дом. Я потихоньку радуюсь, Никита ворчит.


Зато вчера ребенок с энтузиазмом рассказывал мне про Александра Невского и ледовое побоище – ему рассказали в школе. После бурных обсуждений, мы достали нашу историческую энциклопедию и еще почитали про него.

14 марта О серьезности намерений

Никита все так же мечтает стать мультипликатором.
Спрашивает: «Почему [в начале фильма] петух крутится (кинокомпания Pathé)?»

Объясняю, что это эмблема кинокомпании и начинаю распространяться, что петух – это символ галлов и Франции соответственно. Никита удовлетворенно кивает и говорит себе: «У меня тоже такой же будет».

13 марта Читаем с мамой
Последние прочитанные книги, которые полюбились (или наоборот):

Герои Эллады: Читали книжку еще моего детства в изложении Веры Смирновой.  Прочитали всю книгу, но с особым удовольствием Никита слушал про аргонавтов. Мифы были ответом на никитино любопытство: «Расскажи мне историю с плохим концом». Я долго не могла найти историй, и тут нам попались мифы, а там весьма часто герои плохо заканчивают. Это положило начало нашим долгим разговорам, что этим мифы и отличаются от сказок, которые всегда заканчиваются хорошо.

Незнайка в Солнечном городе: тоже Никите было интересно и смешно, а я со своей взрослой точки зрения молча удивлялась, какой же этот Незнайка, оказывается, подлый свинтус.

Прочитали расхваленную «Бабушку на яблоне» Миры Лобе, и лично мне понравилось – о дружбе мальчика с бабушкой-соседкой. Никита взбунтовался, его интересовала лишь придуманная бабушка, которая совершенно пропадает в середине книги. Еле мы дочитали до конца, а вторую повесть в книге вообще сын забраковал.


Прочитали первую часть Маленького Николя и это был фурор! Никита катался от хохота по постели, многие главы мы перечитывали несколько раз. Купили и прочитали еще одну часть - «Маленький Николя на переменках». Самое любопытное для меня было, что Никита только через несколько глав понял, что это книга французская и про французскую школу. Понял он это в главе про иностранца, когда учительница сказала, что новый мальчик совсем не говорит по-французски. Тут Никита и спросил удивленно, «а что, они по-французски разговаривают?» А имена героев: Николя, Аньян, Жоффруа – его совсем не сориентировали…

12 марта Зачитает ли сам?

Февраль. Никита провалялся неделю с гриппом, в последний день болезни от нечего делать начал сам читать книгу «Карты», журналы на французском (в основном заголовки). Затаив дыхание жду, будет ли добровольное чтение продолжаться и развиваться. По рассказам, приехал в Ньонс с новым журналом на русском языке (присылает русская бабушка), вдохновленно читал и переводил фр. бабушке. Запала хватило на один раз.


11 марта О женщинах…
Спрашиваю про девочку, которая нравится Никите из параллельного класса: Что она любит, во что играет? Вздыхает так тяжело: «Даже и не знаю, что тебе на это ответить».

Почему женщин больше, на свадьбе же не поровну будет? – Так нечестно!

10 марта школьная французская дразнилка


Рассказывает мне дразнилку, которую выучил на школьном дворе и сам переводит на русский:

Haut les mains
руки вверх
Peau de lapin
шерсть зайца (но скорее кроличья шкура)

La maîtresse en maillot de bain

Учительница в купальнике
Sur le toit du magasin

На крыше магазина




4 марта Перлы, продолжение

Зачем нужны взрослые? - Чтобы всякие профессии делать, изобретения, готовить, убирать.

***
- …И [какой-то очередной злодей] заколлекционировал этот город.
Спрашиваю, что это такое.
Это когда, закрываешь город в бутылку и кидаешь.

***
А это уже на уроке русского языка какой-то мальчик адаптировал сказку «Свинопас» к парижской реальности:
«…и принц переоделся в негра»

Про персонажа в игре: Зачем ему у профессий спрашивать? (в смысле у почтальонов, у полицейского)…

Одного из персонажей зовут Половастик - это полумонстр-получеловек- объясняет Никита мне.

2 марта 2016 Перлы
Он был такой старый, такой довоенный….
Капельки воды капали и прикапывали…
Джаба родился в тысяча девятьсот пятидесятом году…
…Днк в нем мало, поэтому обращайтесь осторожно!

Мне этот динозавр все транспорты побил!

29 февраля Библейские чтения

Чтение Библии растянулось у нас с начала сентября и стало уже утренней традицией. Крестный подарил Никите замечательную Библию с короткой историей на одной страничке, и очень красивой картинкой на другой. Текст порой весьма выборочный и одни истории менее интересны или понятны, чем другие, но некоторые истории впечатлили. 

Каждое утро Никита спрашивает: «Успеем Библию почитать?» Пока читали Ветхий завет – Никита все спрашивал: «Когда до Иисуса дойдем?» Во французской школе им приходит преподаватель «рассказывать про Иисуса»

А в ноябре вообще получилось много религиозного чтения - мы читали «Библейские предания» под редакцией Чуковского. Некоторые истории повторялись. Чуковский, в связи с эпохой, иногда убирал божественное, заменяя его на волшебство. Мы обращали на это внимание, также как и на то, что некоторые элементы были разные. Говорили про существующие варианты одной и той же истории. Про Каина и Авеля Никита читать второй вариант отказался (слишком жестоко?). Говорили также о кочующих темах в литературе: Блудный сын – Буратино, Каин и Авель – Тор.


Рассказываю ему про выражения, которые пришли из Библии: «внести свою лепту», «Иерихонова труба».

Рассказываю про Иисуса, как его распяли, про все обстоятельства казни. Никита вздыхает: «зато у него потом такие приключения на небесах были»! 

Между делом рассказала ему и про Понтия Пилата, который умыл руки и, как не без этого, сюжет Мастера и Маргариты.

Чтение получилось на удивление богатым на обсуждения, размышления, проведение параллелей.

Библия подошла к концу, но традицию по утрам продолжим – будем читать стихи или еще что-нибудь коротенькое.

27 февраля 2016
Вот и перевернута еще одна страничка. Никите семь лет, он из малыша вырос в большого мальчика и очень повзрослел с начала учебного года. Языковая система сформирована, речь тоже. Мне трудно судить об акценте, интонации и темпе речи, т.к. я наблюдатель субъективный, но со слов моего отца – Никиту не отличить по разговору от обыкновенного носителя русского языка его возраста. Звук Р остается грассирующий, но, пожалуй, я зацикливаться на этом не буду.

Тем не менее, материала для записей предостаточно: книги, увлечения моего ребенка, его рассуждения о языке и жизни, и мои мысли по поводу того, что же нам дальше делать с русской культурой… межкультурные ситуации…
Выводы и открытия этого года:

1. Меня впечатлила школа, на которую я смотрю теперь со стороны родителя. Впечатлил объем подаваемой информации и скорость ее усвоения ребенком. Насколько школа взрослит и делает ребенка самостоятельным.

Я по-другому смотрю на учителя, который не только управляется с 28ю шести-семилетками, но и успевает передать им столько знаний и умений. Невольно проникаешься уважением. Нужно, конечно, обозначить, что школа одна из лучших в Париже и учительница как надо: профессионал своего дела, в меру душевная, спокойная…

2. Как мама первого и единственного ребенка, я возлагаю многое на сына и многого от него требую раньше времени и раньше возраста. Ни опыт других мам, ни литература не может меня остановить «возлагать и требовать».

Я учила его плавать с пеленок – сын поплыл в 6 лет и плавает (на поверхности) как все дети в его возрасте. Может, и не надо было начинать так рано?  В результате Никита очень любит воду, может часами играть в бассейне, очень надолго задерживает дыхание под водой.

Я учила его читать со второго года жизни – толком сын научился читать только к семи годам и на обоих языках сразу. Пока человек он «не читающий» - был ли смысл учить его так рано? – но он очень любит книги и сочиняет истории на обоих языках с утра до вечера. Придумывать и рассказывать истории (мультики, аудиосказки), свои и услышанные, это вообще его доминантная игровая деятельность.


Сейчас, к семи годам, Никита неожиданно дорос до многого. Ему нравится игра в те же спящие королевы, в которую я не могла его заставить поиграть годом раньше. Он оказался старательным учеником, который любит школу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий