ВВЕРХ

6 лет

Очень давно хочу написать о наших занятиях дома.
До начала СП (первый класс во французской школе) мы занимались следующим образом:

Чтение на русском я приостановила еще в мае: ну никак не продвигались вперед, Никита мучительно долго читал по слогам и мотивация была на нуле. По совету Ани решила «отпустить», немного занимались математикой по тетрадкам и прописью (русской).

Письмо: С «графизмом» Никита особо не дружит, поэтому заниматься дополнительно надо. Занимались по чудесной тетрадке «Хулиганская тетрадь». Никите нравилось, т.к. можно давать имена монстрикам и сочинять, что они говорят.


Математика: Сделала числовую линию от нуля до 20, чтобы понять от «один-ноль» (10) – любимое число Никиты и до 20, которую мы повесили на все лето над кухонным столом. Теперь, задним числом вижу, что очень пригодилось, это усвоено


Французский: Этим летом, перед первым классом я спохватилась, что ребенка-то к СП мы не готовим, а детки у нас в школе сильные. Жозиан купила неплохую книжку для обучения чтению по складам, я купила французскую пропись и за лето Никита продвинулся в чтении и стал хотя бы попадать между линеечками в прописях. Русскую пропись в связи с этим забросили.

Календарь: чтобы разобраться во временах года, днях недели, я купила ему игрушечный календарь на французском, где каждое утро самому нужно менять дату, день недели итд. 

Параллельно в Ворде создала календарь на месяц июнь – у нас было много всяких событий: поездка в лагерь пони, праздник Средневековья, подарок к окончанию школьного года. 

Поэтому этот календарь пошел на ура и немного продвинул Никиту в понимании недели/месяца/дня. Календарь мы продолжаем и по сей день.




Английский: Со всеми моими изменениями в жизни я совсем забросила нашего индейца Якари, который иногда приходил к нам говорить по-английски. Никита спрашивал сам. Поэтому иногда, без всякой подготовки, он приходил и «общался» с Никитой.

Начало СП:

С началом учебного года у нас начались уроки, которые, конечно, стали приоритетом. Задают очень немного, дело десяти минут. Для Никиты самым трудным заданием пока остается выучить наизусть. Стихотворение про дни недели мы учили целую неделю, Камий и я уже выучили, а Никита все путался между вторником и средой. Камий подыгрывал на гитаре и звонил в семь утра, чтобы повторить стишок.

Пока я писала эту статью, прошло несколько недель. Следующие стихи наизусть идут гораздо легче, для русской школы тоже, кстати. Наверное, первым стихом какой-то рычаг в мозгу повернули.

Математика:
Я даю дополнительно задания: по математическим тетрадкам, к которым проснулся явный интерес, решаем задания на сложение, состав числа, числа до 20.

Сделали шикарную линейку чисел до 100, каждое число – целая история: там у Никиты и звездные войны, и Чарли Чаплин, и зомби. 

Я повесила также табличку от 1 до 100, ничего с ней не делаю, пусть смотрит просто. Табличка заинтересовала, т.к. немножко «пиксельная» (плохое разрешение – картинка из Интернета).
Вот как выглядит наша стена над обеденным столом

Кстати, здорово, что у нас все увешано на кухне, мы постоянно смотрим и обсуждаем числа, фразы для чтения. Каждое утро я стараюсь вывешивать новую смешную фразу для чтения на французском, Никита попросил не убирать (чтобы посмотрели гости).

Календарь:
Календарь вести продолжаем, тем более, что он у них по программе. Уже более уверенно (какой день был вчера, какой будет завтра, число), но есть еще куда двигаться, выходные, например, плохо различает.

Письмо:
Начали новую, очень хорошую пропись на французском для Grande Section (старшей группы) альтернативного издательства Librairie des écoles (находка Ани Дунаевской).
Конечно, Никиту сразу же записали на дополнительные занятия по письму. Никите понравилось, так как их было только трое и «было тихо», все ушли. Я всячески поддерживаю и поощряю.
Сегодня посмотрела тетрадку по письму за неделю – нам еще писать и писать. Нечитаемо! Еще и русских заданий прибавилось, но тоже же по письму, так что движение все равно в одном направлении.

Английский:

Ну не знаю я, что делать с английским! Органично никак не получается. Плана занятия нет, да и не хочется еще мучить занятиями человека – и если приходит наш индеец Якари, то там как пойдет. Смотрим потихоньку мультик про Маззи. Обсуждаем. Может, что останется.

12 октября 2015 Русская школа при православном приходе

Русская школа при храме Александра Невского, совсем рядышком от нас на rue Daru. Они, конечно, специфические по организации, если не знать, например, что есть шахматы, театр, хор - не предложат, не запишут. Как-то там все неофициально, по-семейному. Преподаватель хора, например, пришел в первый день, не зная, наберется класс или нет. Увидел двух человек – все, пойдемте на урок. Тут все дети и побежали за ним. Никите, кстати, понравилось, весело, говорит, было.

Я записала Никиту на все, что есть из практических соображений, нужно, чтобы он был занят с 14 и до 18 часов.

От учительницы русского языка получили информационную записку и домашние задания, видно, что она готовилась. Учительнице позвонила рассказать про наше письмо, оказалось, что там два урока: один устный русский, другой письменный.

А на русском языке писали слова с буквой А : Никита написал слово ВАМПИР (это в православной-то школе!) и ПАВСТАНЦЫ.


По-русски Никита читает на удивление хорошо. Время покажет, но пока и ребенок в русскую структуру пристроен, и недорого.

10 октября 2015 никитины языковые наблюдения

Делаем уроки, Никита замечает: «Почему на французском renard (лиса) – мальчик, а на русском – девочка!» Обсуждаем разницу в грамматическом роде. Тут же находит le cochon (свинья), на французском общее название животного – в мужском роде.

* * *
- Мама, почему у меня нет акцента на французском?
- Ну потому что ты француз!
Никита, испуганно:
- А на русском?
- И на русском нет, ты же русский!
Уходит, очень довольный.

* * *

Лингвистическая шутка шестилетки: «Сделала одна французская семья папе подарок, написала – PАРА (папа). А папа - русский – и читает на русском: «ра-ра!!»

15 сентября 2015  Мир шестилетнего билингва.


Речь

Давай посмотрим в одной энциклопедии (заменитель артикля)
Наводный пистолет (устоявшийся в языке Никиты окказионализм)

Восприятие действительности

Мы приехали в Ньонс к бабушке поздно вечером, Никита устал, и тут выясняется, что жить мы будем на чердаке, так как наша комната занята другими гостями. Никита поднимается на чердак и ноет: «Не хочу на чердак, вдруг там игрушки ночью оживут, мне будет страшно!»

 Впечатления

- Что больше всего понравилось в Латвии? (Были в лагере, на море, в Риге, в лесу…)
- Статуя этого певца, который умер (Цой)

Игры

«Я пират-призрак, ты не видишь, что я летаю? Видишь мой скелет? Как говорят по-французски: «Pirate-fantôme»

Рассматривает лего-каталог с товарищем и объясняет: «Раньше она была обыкновенной гориллой, но потом сошла с ума и стала злой».

Ругательства

Чертов сутки! (устоялось от рассеянного с улицы бассейной: закричал, что за шутки/ еду я вторые сутки)

Espèce de pitié (придумано Никитой, примерно означает «жалкий индивидуум»)

Объяснение окружающего мира

Как люди узнали, что во сне они ворочаются.

Однажды ночью в квартиру забрался вор. За ним приехала полиция, стала его арестовывать и увидела, что люди, которые спали в квартире, ворочаются во сне. Они рассказали об этом ученым.

Философия

С утра первая мысль : «мама, а куда я попаду, в рай или в ад?»
«Как же Кристоф работает в Африке, там же проказа!...»

Сочинительство

Поет:
Меня засосала опасная трясина,
меня засосала опасная треска.
***
Измененная песенка Hickory Dickory Dock

Вместо а mouse went up the clock - Mickey Mouse went up the clock
Вместо а сat - а сat in the hat
Вместо a snakea cobra…
Вместо a monkeya gorilla…
Вместо a squirrel Chip & Dale
Вместо an elephant (Oh! No !) - a Transformer… (такой же тяжелый)

Меня впечатлило, что в общем-то при нулевом уровне языка нашел «английский» подходящий вариант для изменения песенки.


7 сентября 2015 как мы спасали человечка

Никита рассказывает, что он нарисовал. Помимо всего прочего злодеи поймали одного персонажа, склеили руки клеем и подвесили кверху ногами. Мы с Омой жалеем бедного человечка и спрашиваем, что ж его так мучают.


Никита вдруг начинает плакать навзрыд, осознав, на какие мучения он обрел персонажа. Ома быстро подрисовывает бэтмену, который рядом, нож, чтобы перерезать веревки и раствор, чтобы расклеить руки человечку.

7 сентября 2015 
Ну вот и в школу, в настоящий "серьезный" класс, который во Франции называется СР.

Новая блуза с вышитым именем на груди и новый портфель, такой, чтобы угодить и маме и ребенку (вроде бы маска супергероя, но очень стильненькая).

Все ужасно волнуются непонятно почему, особенно родители. В рюкзаке коробка носовых платков и клеенка. Один мальчик пришел без портфеля и очень расстроился.

Смотрим списки: Никита в СП А! (есть еще и Б)

Никита мне шепчет: "Вот девочки тоже боятся". Достаточно быстро родителей вежливо попросят освободить школьный двор ко всеобщему облегчению, они сильно нагнетают обстановку.

Вечером узнаю подробности. Сидит за партой с девочкой Клариссой. Очень кстати, я только ее маму и знаю. Никита второй в списке по алфавиту, классный номер - 2.

Вечер проводим подписывая каждый фломастер и карандаши, заполняем бумаги. Остальные подробности - на родительском собрании.

25 августа 2015 Лагерь в Латвии 

Когда спрашиваешь Никиту сейчас – лагерь ему очень понравился. Он напевает песенки из лагеря и охотно рассказывает родственникам как он там провел время. Но я в лагере, наблюдая за сыном, думала, что у меня все-таки весьма нестандартный ребенок, и надеюсь, что школьные годы будут не слишком трудными.

Никита очень устает от общества и коллективных занятий. Я не знаю, как он выдерживает длинный день в школе, где нет возможности уединиться и посидеть в тишине. Если что-то его не интересует (что бывает довольно часто), он зевает и ходит с усталым страдающим лицом, что хочется сразу его увести оттуда. Когда мы пошли играть в дискогольф, я думала, что не доведу его до конца трассы длинной в 2 километра. Он стонал, что устал, зевал, еле волочил ноги, кидал диск как попало и даже младшие дети его обыграли. Усталость как рукой сняло, когда мы закончили партию и вышли из леса.

Его не интересуют мастерилки и хороводные игры. Потом мы договорились, что он участвует в занятии первые десять минут, и, если занятие его не интересует – он свободен. Оказалось, что это оптимальная стратегия, так как многие занятия или игры в конце концов ему нравились. Очень понравилось смотреть картинки-перевертыши, отыскивать спрятанные предметы на картинках и решать маленькие детективные задачки.

Юле удалось его заинтересовать в шитье мягкой игрушки: она сказала, что Пылинке нужен друг и Никита сможет его сделать. Никита был вперед всех на мастерской и мы смастерили замечательного кота Бусю. Причем, Никита очень тщательно подошел к деталям – у Буси такой же глазик с пятнышком, как и у Пылинки.


Кстати, Юлю Ремку он особенно любил и выделял : «Смотри, Юля, оказывается, за нашим столом!» (Юля сидела на самом конце нашего длиннющего стола в столовой). «Девочкам писать письма я не буду, только Юле».

Другая мастерилка, которая его заинтересовала – лепка. Мы лепили героев из звездных войн и перевыполнили годовой план по лепке. Пришлось еще лепить и в Ньонсе, так как наши пластилиновые персонажи остались в Латвии. 


В свободное время Никита бегал по поляне и играл сам с собой, изредка подключаясь к детским играм. Он не особо нуждается в компании сверстников, не знаю уж, к худу это или к добру. Но с общением проблем нет. Он заводил разговоры и с малышами, и со взрослыми. И даже с большими мальчишками, которые далеко не всегда его слушали.

Очень много «читал» он свой лего-каталог, чем привлекал других детей, и очень долго всем объяснял про персонажей и про то, что там происходит.

С девочками вышла смешная история. Мы качались на качелях и Никита рассказал девочкам анекдоты про Гену и Чебурашку. Девочкам это ужасно понравилось, но Никита после третьего повторения одного и того же анекдота выдохся и девицы начали бегать за ним и мучать его, о чем мне он пожаловался с довольным видом. В течение лагеря девочки время от времени приставали к Никите, наверное, именно потому, что он все время был вроде бы со всеми на общей поляне, но особняком.

Спектакль "В жизни и в кино". Н играет зомби.
Никите, конечно, безумно нравилось смотреть спектакли. Он даже отказался участвовать в спектаклях, чтобы увидеть все, что игралось на сцене.

В то же время, наш с ним спектакль про жизнь и кино, который мы разыграли, когда требовался номер от семьи, очень понравился детям и взрослым. Все очень смеялись и потом долго вспоминали, как Никита играл зомби. Никитин почтовый ящик заметно пополнился на следующий день письмами о его замечательной игре.


С огромным удовольствием Никита поучаствовал в ярмарке. Детям выдали по десять золотых слитков и они могли покупать поделки или услуги других участников ярмарки.

Мусорный тир! Мусор уберите, лесную наклейку получите!
Мы с Никитой организовали мусорный тир, который пользовался популярностью. Поэтому мы быстро «стали богатыми» и я отправила Никиту покупать разные сокровища и играть в игры. Мне было важно, что Никита смог сам выбирать покупки и тратить деньги, общаться со взрослыми и детьми.

Еще он очень ловко зазывал клиентов в тир, собирал шишки для стреляния и расставлял мишени.

Лагерь наглядно показал насколько законопослушен мой ребенок. «Мама, колокольчик уже прозвенел, нужно идти на занятия!» Малышам: «Не ешь просто так маршмелло, нужно сначала поджарить на костре» или «сказали, что, надо держаться за руки». Иногда зашкаливает до занудства.

Почему-то моего ребенка ввергло в стресс, что нужно дежурить. Даже когда я ему объяснила, что нам нужно будет делать, он очень переживал и с трепетом ждал дня дежурства. На его беду, одна мама попросила меня поменяться днями дежурства. Никита был на гране паники: «но там же написано, что мы должны дежурить!» Я ему сказала, что зачеркну и переставлю нас на другой день. «А так можно?» - волновался он.



В день дежурства он послушно, но не очень охотно таскал стаканы и тарелки к мойке. После ужина мы послали его за Сашей и Борей на дежурство. Никита прибежал обратно с ужасом в глазах: «Саша сказала, что не пойдет, пока мама сама ее не позовет, почему она так делает?» Я объяснила, что девочки иногда вредничают и что он, молодец, сделал все что мог и пусть идет спокойно дежурить. Но в его глазах стояло непонимание как так можно не слушаться, когда сказали дежурить! Потом он мне шепнул с удовлетворением: «Сашу отругали!»

17 июля 2015 г. Никита: особенности речи и языка на данном этапе (6,5 лет)

РЕЧЬ
Недочеты, связанные с двуязычием, прежде всего имеют отношение к объему словаря и беглости речи (Залевская).

Замедленный темп речи отмечен у Никиты носителями языка – и русского, и французского (сама я этого у своего сына не слышу, но замечаю это явление в речи других детей-билингвов)
Как уже неоднократно упоминала, словарный запас на французском значительно уступает русскому языку. Если беседа идет в «околофранцузском» направлении, обязательно стараюсь сказать ему французский эквивалент, ну и французская бабушка старается при возможности обогащать его словарь, при этом она все время восхищается правильностью построения фраз (в Никитиной речи очень часто отсутствует эллиптичность разговорной речи).

Видимо, из-за недостаточности словарного запаса, на французском нет такой легкости, которую я наблюдаю у, например, его кузена Эстебана, который на полтора года младше.

Учительница написала в табеле по результатам учебного года, что ему больше надо общаться с товарищами и взрослыми в школе – c учителями часто отмалчивается.

Все чаще нам с Никитой приходится обсуждать французский язык.
Например, как ловко ответить на дразнилки в школе, как ответить учителю (гораздо реже, видимо, это его менее заботит) или как обсудить звездные войны с товарищами. Я даю ему варианты «остроумных» ответов, но, к сожалению, не сильна во французском детском фольклоре. Пытаюсь по возможности провести аналогии с русским языком:
C’est toi qui dis… c’est toi qui l’es – кто обзывается, тот сам и называется.

Как-то Никита рассказал, что, когда они шли по парам в столовую, его обзывали (он шел за руку с девочкой) : « tes amoureux ! » – « ты влюбился! » Во-первых, я в очередной раз завела песню, что дети всегда и по всякому поводу дразнятся и обзываются, а, во-вторых, рассказала ему, что в России дразнятся «тили-тили тесто, жених и невеста», что Никите страшно понравилось.

Но иногда, видимо, он находит, что ответить. Рассказал, что какой-то мальчик поцеловал девочку (которая нравится Никите), на что он это им прокомментировал: «Cest pas un mariage ici ! » - « Здесь вам не свадьба!»

ЯЗЫК

Глаголы (русский язык)

Как и многих билингвов, особенности употребления глаголов у Никиты выражаются в неправильном выборе вида глагола и частом применении аналитической формы. Пожалуй, именно по употреблению глаголов больше всего заметно влияние другого языка.

Праздник Средневековья 2015
Аналитическая форма:

Когда будет начинаться (вместо когда начнется)
Джидай начал быстро бежать (вместо джидай быстро побежал)
Я пойду взять десерт (я возьму десерт)

Неверный выбор вида:

Давай находить (вместо давай искать), давай понаходим (вместо давай поищем)
Еще мы шли (вместо ходили) на ферму
Хочу увидеть экран (вместо хочу видеть экран)

Иногда он создает свою ненормированную форму глагола, но мне кажется, что это присуще и монолингвам:

Еще раз укусну (вместо укушу)
Сполоснить (сполоснуть)
Только не зараживай меня! (не заражай)

Словообразование, словарный запас, языковые средства.

ЗЕмный в противопоставление инопланетный (зЕмные шпионы) – понятно из ошибки ударения, что Никита сам образовал это слово.

Вообще, если ему не хватает слов из одного языка – без сомнений берет заимствования из другого: у черепахи карапаса была синяя – не знал или забыл слово панцирь и быстренько образовал слово от фр. carapace.

Находит языковые средства описательно назвать необходимый предмет: Подставка для импрессионистов – мольберт.

Никита не боится употреблять слово, которое услышал мельком или не совсем выяснил значение его, например, рассказывая бабушке о нашей прогулке в горах: il y a des beliers là-bas. – она очень удивилась, что в наших горах бараны - Никита спутал слово belier (баран) с созвучным sanglier (кабан).

Местоимения:

По аналогии с французским языком злоупотребляет притяжательными местоимениями: подними твою книгу, ты сделал твое домашнее задание?

Но надо сказать, что даже я, особенно в письменной речи, замечаю за собой желание вставлять притяжательные местоимения больше, чем надо – влияние языка окружения.

5 июля 2015 художественное чтение книжки

Никита "читает" книжку с аудио-сопровождением, как в школе - некоторые книжки озвучены - не знаю, как практически это происходит. Но характерный звук "с-с-с", который он произносит - значит, что надо перевернуть страницу. «Звуковое оформление» очень художественное, с риторическими повторениями, нужными интонациями и даже специальным грамматическим временем, которое используется во французском языке при художественном повествовании.


22 июня 2015 Два перла за вечер

«Мама, когда ты будешь старая, а я взрослый, ты будешь смотреть мультики, которые я создал?»
Вздохнув про себя про «старую», отвечаю, что обязательно буду смотреть все мультики, которые сделает мой сыночек.
***

«Почему Северный океан ядовитый?» - Объясняю, что такое ледовитый.

20 июня 2015 Лагерь пони: первая самостоятельная поездка

Ожидали получить грязного усталого ребенка, который бы упал родителям в объятия. Ничего подобного! Довольный, болтливый и брызжущий энергией, почти чистый сыночек как ни в чем не бывало быстренько рассказал, что его пони звали Апифит (подозреваю, что это от английского happy feet) и что он был дурачок, т.к. все время жевал свою веревку (поправляю – повод), и что, катастрофа, один тапок в чемодане, но другого не нашел (позже найдется в мешке с грязным бельем), и тут же сразу, как будто бы не уезжал, начал выдумывать вслух очередную очень длинную сказку.
Единственное, что расстроило – Н признался, что не смог прочитать мое письмо-сказку. Прочитал только первое слово: «летел». (Письмо от родителей было одним из пунктов обязательной программы).

А в остальном – классические радости лагеря: шуточки вожатых, разговоры по вечерам и дискотека. У другой школы был костюмированный вечер и все девочки были одеты в снежных королев!!! А во дворе стояли руины настоящего дилижанса и дети мечтали запрячь пони в этот дилижанс.

12 июня 2015 Еще про аудиосказки

Аудиосказки собственного сочинения Никита рассказывает теперь почти всегда на французском. Когда я его спросила почему так, он сказал, что очень любит французский язык. Аудиосказки со всяческими вставками: «сейчас будут звуки битвы, потом продолжение истории». Появляются интересные персонажи: pauve frère Mathieu (бедный братец Матьё) и, прямо как в Шекспире, привидение отца братьев.

В сказках задействованы явления, которые актуальны для Н в данный момент. Например, в сегодняшней сказке: мост был построен, чтобы перейти через зыбучие пески – зыбучие пески весьма волнуют: можно ли из них выбраться, где на планете они находятся?


9 июня 2015 Спектакль в школе Фенелон

Первый спектакль Никиты в новой школе назывался «Волшебная книга». Преподаватель пантомимы поставил этот спектакль с двумя классами: средней и старшей группой (60 человек!!!)
Сюжет такой: человек просыпается и едет на работу на метро. В пути он читает книжку, а в этой книжке «плохие монстры» украли принцессу, а «хорошие рыцари» ее спасают. Вот, в общем-то и вся история, но получилось забавно и все дети с удовольствием играют.  

23 мая 2015 Фильмы
Последнее время стараюсь выбирать хорошие старые фильмы для совместного просмотра.
Никита уже любит советскую классику жанра: Кавказскую пленницу, Операцию Ы, Бриллиантовую руку и т.п. (Очень любит актера Никулина)

Недавно посмотрели Сказку странствий – смотрела в далеком детстве и этот фильм очень впечатлил (и испугал) меня. Никиту чума тоже испугала, но меньше, чем можно было ожидать, фильм в целом понравился, особенно, конечно, драки и буйство разбойников – эти фрагменты пересматривал несколько раз. Сейчас играет в разбойников по мотивам. Причем волнует его сторона не злодейства разбойников, а их безудержное невоспитанное буйство.

Еще посмотрели Бесконечную историюВ семь лет я безумно любила этот фильм и смотрела его бессчетное количество раз. Никите тоже фильм очень понравился, но и только: немного испугал, немного насмешил, попросил пересказать еще раз, что же случилось в фильме – это знак заинтересованности.
Наши дети растут в другое время и в другом месте – нужно ожидать, что фильмы их детства не будут теми же самыми, что и у нас, да и нужно ли это?

8 мая 2015  Возвращение с каникул

Возвращение с весенних каникул было тяжелым: наша няня должна была вернуться к себе в страну по семейным обстоятельствам. На пост заступила «запасная няня». Никита с укором сказал мне вечером при сдаче из рук в руки: «первая лучше была».
Надеюсь, наша новая няня нас после этого не бросит.

И русская школа ему не мила: «она не католическая». Видимо, «католический» стал у Никиты синонимом хорошего. Очень удивился тому, что русских католических школ существует очень мало. После дискуссии Никита сделал вывод: «Я и православный, и католик, потому что я и русский, и француз».

27 апреля 2015 Что любит Никита

«Все мальчики на перемене играют в футбол», - грустно вздыхает Никита, - «а я футбол не люблю». А что же он любит? Мой ребенок-одиночка придумывает бесконечные истории и сказки, сидя перед книжкой, журнальчиком или просто так. Выдумывает и тут же проигрывает «мультики» и «аудио-сказки», причем, оформленные профессионально, со звуковым вступлением, например, аудио-сказка про пиратов начинается с криков чаек и шума волн. Иногда я подслушиваю диалоги, оформленные очень художественно.

Очень любит он играть «по своим правилам», проиграв в настольную игру «как надо», он обязательно захочет сыграть «а теперь по моим правилам» или после прочтения статьи в энциклопедии он читает «по-своему», придумывая свою историю. В принципе, интересуется битвами, войнами и оружием. Из детской энциклопедии про историю России мы подробно прочитали все с первой до второй мировой войны (а между ними революция, гражданская война и сталинские репрессии), несколько раз…

Очень любит создавать тетрадочки с наклейками, в них он создает опять же истории, наклеивая героев и обрисовывая декор вокруг них.
Это ШАРЖИ на супергероев, поскольку они с большими головами
25 апреля 2015 История с математикой
Поскольку крен у нас на историях, и математика у Никиты проходит в историях. И считать получается гораздо лучше, если цифры обросли историей. А если задачи в книжке уже даны, то возмущается: «Зачем они уже придумали, я же сам хотел!». Вот некоторые из никитиных задач:

Ехало 4 Йоды на подъемниках и вдруг 1 подъемник свалился…
Аналогично, но усложненно:
Поезд вез 5 вагонов, в каждом вагоне сидел 1 клоун, 2 вагона отцепилось, сколько клоунов ехало на поезде? 
Мальчику подарили 3 подарка, 1 подарок ему не понравился и он его выбросил…

21 апреля 2015 Читаем с мамой
Недавно читали «Глобусного человечка» и другие сказки Натальи Кодрянской. Совершенно необычные и очень волшебные сказки доставили особенно мне большое удовольствие. Сборник прочитали не целиком, хотя Никита слушал с интересом (особенно мальчишечья сказка про Золотой Дар). Ужасно расстроился в конце, что злодеи не были наказаны (а по-христиански прощены).

Я думаю, к этой замечательной книжке мы еще вернемся, до нее нужно дорасти, как до Андерсена. А взрослым эта еще многим незнакомая книга очень понравится, тем более такое красивое издание с иллюстрациями наших художников-иммигрантов.

19 апреля 2015 Пробелы в языках

Иногда пробелы в языках совсем удивительные: «Мама, как называется птенчик, ребенок курицы, все время забываю».
И, наоборот, как по-французски «лодка»?
Недавно обнаружила, что Н не знал слово «скамейка». Стараюсь заполнять пробелы в обоих языках, некоторые новые слова говорю сразу же и по-французски.

Иногда выдает впечатляющие кальки с французского:
Оставь мне самому закончить говорить – laisse-moi finir de parler (вместо дай договорить)
Я ударил себя (вместо я ударился)
На русском упорно говорит: мнемножкострансформер
Не всегда склоняет числительные: «досчитай до три, досчитай до пять»

На французском иногда редуцирует гласные, как в русском, например, вместо elles (они ж.р.) произносит ils (они м.р.). Эту фонетическую ошибку, свойственную многим русскоязычным людям, Никита наверняка перенял от меня. Но людям кажется, что он не различает женского/мужского рода.

14 апреля 2015    Читаем сами. «Звукарь» А. Усачева

11 апреля 2015   Новая школа
Никита возмущенно: Мама! Это не католическая школа, здесь дети говорят плохие слова!

Обсуждаем никитину учительницу во французской школе:
- Она говорит, как злодейка в Индиане Джонсе!
- Это как? - Недоумеваю я.
- Ну она Р-рр так говорит, - из звукоподражания я понимаю, что Никита хочет сказать, что учительница говорит по-французски с акцентом – она, кажется, из Голландии.


Интересно, а он не заметил, что его родная мама тоже с акцентом говорит? Наверное, замечает, т.к. когда-то давно он сказал, что я не так уж и хорошо говорю по-французски. Ну все-таки я же мама!

10 апреля 2015   Язык и бабушки

Французской бабушке: «Мне надоело с тобой говорить по-французски!»

Русской бабушке: «Так во Франции детей не воспитывают!»

Поправляет русскую бабушку, которая читает французскую книжку: méchant, а не méchante («т» произносится), méchante – это девочка! (в смысле, женский род).





7 апреля 2015   Цыпленок жареный в переложении на французский язык

Никита очень любит эту песенку, и к тому же уже несколько раз я ее слышала в исполнении на французском языке. Вот, что удалось поймать на видео:


Poussin-sin-sin-sin-sin (цыпленок нок нок нок)
Après il y a des policiers-ciers-ciers-ciers (а там полицейские)
Les policiers disent au poussin (полицейские говорят цыпленку)
Donne-nous des sous sous sous sous sous (дай нам монеты)
Y’a pas de sous - donne le billet, (нет монет, давай купюру)
Y’a pas d’billet – enlève le manteau (нет купюр, снимай пальто)
Va en prison – prison est est est fermée (иди в тюрьму, тюрьма закрыта)
Va dans un chariot, (иди в тележку, т.к. слово chariot немного созвучно слову корыто)
Dans le chariot il y a beaucoup de couchons (в тележке полно свиней)
On y va mettre le petit poussin-sin-sin (туда посадим цыпленка)

И заканчивает уже французской песенкой:
Aou, Aou, Aou,
Je suis le petit loup ! (ау-ау-ау, я маленький волчонок)


6 апреля 2015 Неологизмы  и Вопросы
  
Непокосятиной, так говорят? (в смысле не покосившейся)
Папа – вор, а мама – воровица! – это Никита переводил с французского дразнилку одного мальчика.
Взянь-взянем (вместо возьми) – наблюдаю и у других ровесников-билингвов, или это вообще любые дети образуют подобные формы?

 ***
Сколько минут идет землетрясение? В каких странах бывают землетрясения?
На Украине война уже кончилась?

Если отсюда упадешь то просто ударишься, умрешь или потеряешь сознание? (вообще, этим вопросом измеряется любая более-менее большая высота)


1 апреля 2015 Как мы рисовали комикс по рассказу Драгунского

Домашнее задание с литературной встречи Ани Дунаевской по рассказу Драгунского «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»нужно было выделить и нарисовать главные моменты рассказа.
Сначала мы прошлись по вопросам.
Что такое юмор – «это смех».
Понравились ли мальчики? Мальчики понравились, потому что они смелые и сильные.
Рассказ понравился, «потому что мне понравилось, как они наврали».
Не согласен, что они врут (в смысле, согласен с учительницей), но за что понравилось…(в смысле, как они врали)
Что бы ты сделал на их месте? надо было извиниться, что опоздал
Мальчикам бы сказал не врать, можно просто извиниться за опоздание.

Комикс: рисовала в основном я, но старалась никак не влиять на решения Никиты. Только между первым и вторым кадром отговорила рисовать дядю, у которого они спрашивают сколько времени. Но все-таки очень «вербальные» комиксы получились, Никита не заботился об изобразительных деталях (приходилось уточнять, например, они с клюшками бегут? – нет, с портфелями) Ну и финал получился авторский….

Кадр 1
 - Крутой хоккей!
- Да уж, крутой хоккей!
Кадр 2
- я быстрее тебя бегу в школу!
- Да, только, чтобы не наругали за опоздание!
Кадр 3
- Ну вот, опоздали!
-Давай наврем что-нибудь.
Кадр 4
- Давай про пожар, как мы спасли ребенка.
- Нет, давай наврем про болото.
Кадр 5
- Учительница, мы спасли ребенка из пожара!
- …он плюхнулся в болото, но мы его вытащили!
Кадр 6

- Придется вас наказать, потому что вы наврали, но я рада, что вы наврали, чтобы не опоздать в школу.

30 марта 2015   Читаем с мамой. Драгунский

Денискины рассказы идут на ура, некоторые даже перечитываем по два раза или самые смешные сцены. Самый любимый рассказ – Удивительный день – как дети строили ракету. Главная цитата из него: «инженер, перестань ковырять в носу!»

Для меня чтение этих рассказов - тоже большое удовольствие, т.к. там шутки и для взрослых, и забытые реалии, которые с удовольствием вспоминаешь. И вспоминаю, как в детстве читали мне эти рассказы, и что запомнилось. Никите нравятся даже «грустные» рассказы: лирическая «Девочка на шаре» или про тётку, которая обещала взять на дачу и не взяла, а Дениска её ждал, ждал…


Посмотрели фильм 70го года про Денискины рассказы, который мне не понравился – дети поют дурацкие песни и играют очень манерно. Но Никита хохотал. Двухсерийный фильм 79 года про Дениса Кораблева оказался гораздо лучше. Мы скачали еще рассказов, которых нет в нашем сборнике, будем продолжать чтение. 

29 марта 2015

В «Алые Паруса» (русская школа дополнительного образования) записала Никиту только в марте, нужно было куда-то девать ребенка в среду после обеда. Из занятий у них пение, танцы, театр, ИЗО, окружающий мир, шахматы. И час продленки.

Радует, что учителя – энтузиасты своего дела, очень энергичные. Этакая советская педагогика без излишеств. Что ж, мы все вышли оттуда.

Уже участвовали в весеннем празднике для мам, мне подарили тюльпанчик.

Никита ужасно довольный похвалами учительницы танцев.




Во время спектакля Никита инкрустировался к пингвинам, хотя и не репетировал вместе с ними, и хотя его убрали со сцены, а по-моему начало было неплохое.



22 марта 2015

Открываю новую страничку в блоге – Никите уже исполнилось 6 лет! Исполнилось давно, в январе, но возвращаюсь к блогу только сейчас, в марте, так как мы были поглощены изменениями в нашей жизни: вместе с Никитой мы поменяли место жительства, Никита пошел в новую школу (французскую и русскую дополнительного образования), а я - на новую работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий